Раздел первый. Колонизация, протекционизм и свободная торговля в экономической политике государств до первой мировой войны




Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Население Западной Европы увеличивалось самыми высокими темпами в конце XIX в. Так, если в 1650 г. европейцы составляли 1/5 часть мирового населения и это соотношение не менялось до 1750 г., то к началу XX в. они составляли четверть мирового населения. Начиная с 1840 г. развивается железнодорожный и другие виды транспорта. В 1890 г. появляется электричество, химия, автомобильная промышленность [3, С.74].

В 1870 г. Великобритания располагает 31,9% мирового промышленного потенциала, США — 23,5%, Германия — 13,2%, Франция — 10,3%. Промышленное производство Великобритании основывалось

на угле, черной металлургии, текстильной промышленности и машиностроении, которые давали в 1907 г. более 1 /2 чистой стоимости ее промышленного производства. Будучи первым в мире покупателем сырья и пищевых, продуктов, она же являлась основным продавцом готовых изделий, поставляя повсюду металлургическое и механическое оборудование для освоения природных богатств и хлопчатобумажные ткани в свои колонии. Ее торговый флот — самый большой в мире [3, С. 75].

Великобритании, ставшей самой развитой промышленной страной мира, была выгодна классическая политическая экономия. Универсальная концепция Рикардо прекрасно отвечала ее условиям, утверждая превосходство над остальными странами. Но она не была столь уместна для стран, находившихся на стадии промышленной революции и перехода к капитализму. Экономическая политика других государств вырабатывалась посредством компромиссов между промышленниками (неомеркантилистами) и аграриями (неофизиократами).

Если с точки зрения экономической теории разницы между международной и внутренней торговлей не было, то очень скоро потребности национального экономического развития заставили ряд стран пойти на защиту национальной промышленности. Исходя из собственного опыта, западноевропейские страны усвоили, что для экономического развития необходимы национальное единство и национальная независимость. Единство рынка и развитие основных отраслей производства нужны, чтобы не превратиться в хозяйственный придаток более развитой в экономическом отношении страны, которая стремилась бы воспрепятствовать гармоничному развитию более слабого партнера, сохраняя, таким образом, источник снабжения дешевым сырьем и рынок сбыта для своих готовых продуктов.

Разница между международным обменом и обменом внутри одной страны, внутри единого национального рынка, определяется недостаточной мобильностью факторов производства, которая усиливается по мере вступления в действие препятствий, порожденных экономической политикой. Каждый национальный рынок имеет свою специфическую экономическую структуру, собственную денежную систему. Каждая страна представляет собой административную территорию с различными формами политической и экономической организации, характеризуется специфическим размещением ресурсов, климатом и природной средой. Поэтому проблема международного обмена не может рассматриваться как проблема одного и того же рынка, что и было учтено экономистами в их исследованиях.

Анализ международного обмена Рикардо углубил Джон Стюарт Милль. Отправной точкой Милля является уравнение мирового обмена, по которому «продукция одной страны обменивается на продукцию других стран в таких меновых пропорциях, которые требуются для того, чтобы общий объем экспорта данной страны был оплачен для всего импорта» [48, С.569]. Выдвинув в центр своего анализа закон спроса и предложения, определяющий ценность продуктов, услуг, труда, капитала, денег и международной торговли, он допускал, что данная страна может насаждать такие отрасли промышленности, которые найдут широкий спрос, благодаря понижению цен с помощью искусной политики. Прокладывая путь националистам, Милль оставался верен свободе торговли.

Требование развития национальной экономики должны были особенно активно отстаивать такие две большие страны, как Германия и США. Очагом реакции как в теории, так и на практике оказалась Германия.

Новый экономический путь для Германии наметили Франция и США. Франция, наученная опасным опытом конкуренции с Англией, закрыла свою границу запретительными тарифами. США, только став свободными, оградили себя запретительными тарифами от наводнения английскими товарами.

К концу наполеоновских войн Германия получила государственную независимость, но не добилась национального единства — необходимой предпосылки для капиталистического развития. Она оставалась экономически отсталой и политически раздробленной, значительно отставая от Англии и Франции по уровню экономического развития. Однако после заключения в 1834 г. таможенного союза — экономического объединения германских государств — промышленный рост Германии стал идти быстро. Если в экономических теориях Англии и Франции господствовали идеи «laisses faire», то официальной немецкой экономической доктриной была камералистика в форме смеси смитианства с меркантилизмом. Ученые, вышедшие из школы камералистики, переписывали англо-французские экономические идеи на верноподданнический немецкий лад [1].

Вместе с промышленным ростом Германии сформировался рабочий класс, проявивший свою силу силезским восстанием ткачей в 1844 г. Для утверждения своего господства германская буржуазия, не успевшая сбросить феодальные отношения, была вынуждена объединиться с помещиками и создать империю кайзеров. Принципиально иные исторические условия Германии потребовали принципиально новой экономической доктрины, отвечающей прогрессивным стремлениям немецкой буржуазии к единству и промышленному развитию Германии, но в рамках полуфеодальной монархии.

Автором принципиально новой научной экономической доктрины, отличной от английской классики, отразившей стремления германской буржуазии, стал Фридрих Лист. Теория Листа была попыткой ответить на вопрос: каким способом может быть ликвидирована экономическая отсталость стран в силу особенностей их истории и хозяйства, оказавшихся в аутсайдерах мирового сообщества?

Защищая идею единого национального рынка, он заметил большие различия в исходных уровнях развития отдельных стран. В своей работе «Национальная система политической экономии», опубликованной в 1841 г., он выступил против попыток универсализации теории Смита и Рикардо, утверждая, что для различных исторических периодов и для различных наций существуют специфические закономерности, определяющие полезность свободной торговли или протекционистской системы [18, С.226]. Он назвал смитову систему политической экономии космополитической, так как в ней предполагается, что люди соединились в одну громадную общину, в которой изгнана война и догматически навязываются единые «естественные» законы и правила экономической политики. «Как характерное отличие выдвигаемой мной системы, — писал Лист, я утверждаю национальность. Все мое здание основывается на природе нации как среднего члена между индивидуумом и человечеством» [1, С.330].

Лист исходил из того, что при неравномерности экономического развития различных государств, страны, стоящие на более высоких ступенях развития, затрудняют развитие интеллектуальных профессий в более отсталых государствах. Чтобы преодолеть отсталость, он считает необходимым развивать отрасли, в которых производительность труда в данный момент ниже, чем за границей, а получаемые при этом потери рассматривать как цену «за промышленное воспитание нации». Так как степень применения протекционизма зависит от положения страны в экономическом сообществе, то осуществление свободы, торговли он отодвигал на неопределенное будущее, когда все основные нации будут находиться примерно на одном уровне развития. С этой новой точки зрения политическая экономика становится такой наукой, «которая, отдавая себе отчет о современных интересах и особом положении наций, учит, каким образом каждая нация может подняться на такую ступень экономической культуры, на которой союз ее с другими цивилизованными нациями будет, благодаря свободе обмена возможным и полезным» [1, С. 215].

Учение Фридриха Листа, считавшего, что основной задачей государства является содействие развитию высокопроизводительного труда, стало основой неомеркантилизма. Он отстаивал умеренный протекционизм, при котором экономическая политика государства направлена на ограждение национального хозяйства от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин или полностью запрещения ввоза, но при этом промышленность вынуждена напрягать силы для успешной борьбы с иностранной конкуренцией.

Две идеи, неотделимые от идеи национальности, — независимость и могущество страны. На это, по мнению Листа, могут претендовать только те нации, у которых есть громадная территория с естественными богатствами и с умеренным климатом, благоприятным для развития производств. Если эти условия есть, то первый долг нации стремиться стать великой. Актуальна и другая мысль Листа, что любое экономическое решение нужно оценивать не только с точки зрения рентабельности данного производства, а также с точки зрения длительных и косвенных последствий этого решения, т.е. народнохозяйственной эффективности.

В 1871 г. было завершено объединение Германии. Канцлером Германской империи стал Бисмарк, проводивший политику протекционизма, обеспечивающую развитие национальной экономики в интересах влиятельных групп предпринимателей. Капиталистическая Германия, присутствие которой на мировых рынках стало ощутимым после 1871 г., наносит первый серьезный удар по английскому превосходству. В 1879 г. в Германии введен в действие протекционистский тариф, причем таможенные пошлины были вновь повышены в 1895 г. Получают развитие тарифная война и демпинг — вывоз товаров из страны по ценам значительно более низким, чем цены внутри этой страны или на мировом рынке. Термин «демпинг» был пущен Джозефом Чемберленом, который под впечатлением от немецкого вторжения на мировые рынки, потребовал в 1890 г. перейти от свободной торговли к протекционизму [48].

С 1871г. по 1913 г. население Германии увеличилось с 41 млн. до 67 млн. человек. Добыча угля в Руре достигла уровня производства в Англии. Германия в полной мере использовала новую технологию, основанную на применении электричества и химии. Если английский флот с 1890 по 1914 г. удвоился, то немецкий — утроился; если английская внешняя торговля увеличилась на 100%, то немецкая — на 225% [3]. Англо-германское соперничество представляло собой ведущее противоречие целой эпохи международных отношений, завершившееся взрывом первой мировой войны.

Английскому превосходству стали угрожать также США и Япония. С 1885 г. США начали обходить Англию по доле в мировом промышленном производстве. За протекционистский тариф выступил Генри Чарльз Кери. В 1890 г. был введен известный протекционистский тариф Мак-Кинли.

В течение первых четырех десятилетий XIX в. государственное вмешательство в экономику США приобрело невиданный размах. Американские корпорации учреждались законодательным актом для удовлетворения общественных потребностей и внешне носили публичный характер. Им предоставлялись правительственные льготы. Деятельность корпораций регулировалась законодательными учреждениями Штатов [71].

Период 30 - 40-х гг. явился периодом экономического бума для США, источником которого явились внутренние ресурсы. Развитие частного сектора увеличило число частных корпораций. Частный сектор достаточно аккумулировал капитал, и его потребность в общественных средствах резко уменьшилась. Одновременно с ростом частных корпораций убывало государственное предпринимательство. Деловой мир стал отходить от концепции Гамильтона к концепции Джефферсона, считавшего наилучшим то правительство, которое как можно меньше управляет.

Соперничество государственных и частных интересов помешало Галлатину и Адамсу претворить в жизнь конкретный государственный план, основанный на использовании национальных ресурсов. В 1830 г. Джексон запретил правительству покупать акции компании, строящей мейсвилскую дорогу, объясняя тем, что частные компании стремятся взвалить на государство свои убытки [71]. Биржевой крах 1837 г. подорвал кредитоспособность Штатов. Общественность стала требовать продажи приобретенных Штатами акций частным инвесторам.

Основная задача экономической политики уже заключалась не в создании инфраструктуры, а в стимулировании производства и его рационализации. Закон о частных корпорациях стал гарантией их независимости. Частные корпорации, возникшие в США как вспомогательный инструмент государства, в конечном итоге, превратились в оплот свободы бизнеса от какого-либо государственного вмешательства. На смену философии меркантилизма пришел экономический либерализм с американской спецификой.

Особые условия развития капитализма в Северной Америке породили доктрину американской исключительности, связанную в середине XIX в. с именем Генри Чарльза Кери, почитавшего в равной мере Кольбера и Адама Смита. Защищая свободную торговлю, он приходит к выводу, что Англия выступает за нее исключительно ради сохранения своей промышленной монополии, стремясь затормозить тем самым развитие промышленности в других странах, и выступил за протекционистский тариф. Главную движущую силу он видел в частных корпорациях, развитие которых обеспечивается государственным вмешательством. Подобно Гамильтону и Кольберу он призывал разумно сочетать интересы разных социальных слоев. Идеи Кери об освобождении частных корпораций от контроля государства и совместимости протекционистского тарифа с принципами свободного предпринимательства облегчили переход делового мира к принципам свободной торговли.

Свободное предпринимательство одержало победу после гражданской войны в 1861-1865 гг. Если до 1861 г. право эмиссии банкнот принадлежало отдельным лицам и организациям, у которых вложено в ценные бумаги не меньше 100000 долл., то во время войны федеральное правительство, не затрагивая принцип децентрализации банковской деятельности, объявило о введении принудительного курса банкнот. Были учреждены национальные банки, которые могли выпускать банкноты, обращающиеся на всей территории США. Банкноты банков Штатов имели силу и регулировались соответствующими штатами. Вошло в силу формальное обязательство обеспечения резервов при эмиссии банкнот.

Сама война посредством роста прямых правительственных заказов и прибыли военных поставщиков, выпуска государственных банковских билетов дала толчок промышленному развитию и росту рынка капиталов. Был нанесен удар по главным противникам частных корпораций — рабовладельческой аристократии и расчищен путь для быстрого развития капитализма в США. Победил фермерский, так называемый американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве [38].

Страна вступила в период устойчивого экономического развития. Его условиями стали протекционизм, «оздоровление» денежной системы, отказ от экономического лидерства государства в пользу корпораций и предпринимательства. Однако индустриализация создала зависимый и неимущий рабочий класс. В стране нарастало сопротивление господству корпораций, ставших угрозой для демократии.

Кризисы в США всегда сопровождались с призывами к вмешательству государства. До индустриализации, когда большая часть населения была занята сельским хозяйством и самообеспечивалась, требование помощи труженикам можно было игнорировать. Кризис 1893 г. охватил всю экономику США. О необходимости расширения полномочий правительства для восстановления справедливости и защиты интересов всех граждан было заявлено в платформе популистов. На рубеже XIX-XX вв. возникло течение институционализма, обосновывающего необходимость экономических реформ против чрезмерной монополизации и углубления социального неравенства.

Подобные подходы стали оказывать влияние на федеральное законодательство. Их идеи получили отражение в Законе о международной торговле 1897 г. и антитрестовском законе Шермана от 1890 г., законе Клейтона от 1914 г. Правительства Штатов приняли социальное законодательство, регулирующее деятельность корпораций. В администрации Штатов создавались департаменты по улучшению условий труда, здравоохранения и т.д. Тогда, по мнению многих исследователей, были заложены основы государства всеобщего благоденствия [71].

В первом десятилетии XX в. Теодор Рузвельт, поклонник Гамильтона, вновь пытается доказать, что могущество корпораций представляет угрозу демократии, и что только национальное правительство может навести должный порядок в промышленности, защитить граждан от противозаконной деятельности частного бизнеса и обеспечить тем самым справедливость. По его мнению, процесс экономического и политического развития в Америке должен активно направляться и регулироваться в его общенациональных интересах. Рузвельт стал первым президентом, принявшим меры против очередной депрессии. В дни банковской паники 1907 г. национальное правительство оказало помощь банкам, понизив процентные ставки и увеличив эмиссию денег. В 1910 г. Рузвельт заявил: «Собственность каждого человека подчинена общему праву коллектива регулировать ее использование в той степени, в какой это может потребовать общественное благо» [71,С. 340].

Прогрессисты твердо следовали курсом Гамильтона. Блестящий ученый Герберт Кроули призывал государство стать эффективным инструментом содействия всестороннему развитию. Таким образом перед началом первой мировой войны была разработана концепция государственного вмешательства в экономику как инструмента расширения демократии.

Принятием акта о федеральном резерве 1913 г. была обновлена банковская система США. В ее основе был положен принцип скрытой централизации, поскольку резервы стали концентрироваться в Центральном банке. Поэтому система получила название федеральной резервной системы [48].

Резервы эмиссионных банков включали также и ценные государственные бумаги, под обеспечение которых предоставлялись ссуды. Тем самым в практику было введено «регулирование денег» посредством широкого проведения операций на открытом рынке, приобретшее позже важное значение как инструмент денежной политики по расширению обращения ценных бумаг. Так, если Центральный банк по требованию других банков приобретает у них государственные ценные бумаги, то он либо выдает им банкноты, либо заносит соответствующие суммы на их текущие счета в Центральном банке, которые представляют их ликвидные резервы, увеличивая тем самым возможности банков для предоставления кредита. И наоборот, если Центральный банк продает ценные бумаги на рынке, извлекая банкноты из обращения. Чаще это происходит по инициативе Центрального банка, направленной на ограничение или расширение обращения кредитных денег. Эти операции оказывают влияние на цену ценных бумаг, на доходы от них и косвенно на цену денег.

Япония после экспедиции командора Перри (1853-1854), в эру Мейдзи (1867-1868) открыла двери для западного влияния и положила начало развитию капиталистического производства. Быстрый промышленный подъем Японии в конце XIX в. с превращением ее в «азиатскую Англию» позволил ей одержать победу над Китаем и победить в русско-японской войне 1904-1905 гг. Также в короткий срок капиталистический облик приобрел на рубеже XIX и XX вв. Таиланд [60].

В Италии тормозом для образования национальной экономики явились ее политическая раздробленность, иностранное господство и папство. Объединение Италии завершилось лишь в 1870 г. после освобождения Рима от власти римских пап, после чего ускорилось развитие капитализма в стране и усилилась итальянская колониальная экспансия. Либеральная система, введенная в Сардинии, была сохранена и расширена в новом государстве Италии. Вновь заключенные торговые договоры с Францией предусматривали принципы свободной торговли. Но уже в 1878 г. в Италии принят протекционистский тариф, который постепенно распространился на все отрасли промышленности. В 1887 г. были утверждены еще более высокие защитительные пошлины. В основе итальянской кредитно-денежной системы было установление золотого содержания лиры. Закон о банках 1893 г. оставлял право эмиссии банкнот по установленному курсу за тремя банками [48].

В России при Александре II с целью создания условий для ускоренного развития капитализма были проведены общегосударственные реформы: крестьянская (1861), земская, судебная, городская, военная и др. Была создана 2000-я верстная сеть железных дорог, в 6 раз выросли расходы на народное образование. Однако ведение крымских войн требовало бумажных денег. В результате был прекращен размен кредитных билетов. Часть общественных потребностей была переведена на уровень местного самоуправления [75].

При Александре III продолжился период общегосударственных реформ по наведению порядка в управлении финансами. Вырос государственный кредит, потребовавшийся как для сооружения железнодорожной сети, так и для выкупной операции. Для покупки крестьянами земли был учрежден крестьянский поземельный банк. Осуществлялось покровительство нуждающимся отраслям народного хозяйства, в первую очередь промышленности. Для улучшения платежного баланса повысили ставки таможенного тарифа, что позволило добиться устойчивого превышения вывоза над ввозом. К концу XIX в. Россия по темпам промышленного роста превосходит Англию,

США и Германию. Растет материальное благосостояние граждан и уровень образования. Ускоренно развиваются отрасли технического прогресса: железнодорожный транспорт, телефон, телеграф, электричество.

При Николае II министром финансов Витте была проведена в 1895-1897 гг. денежная реформа по восстановлению металлического обращения. Длительная подготовка реформы (с начала 80-х гг.) была вызвана борьбой между помещиками, заинтересованными в инфляции и обесценении рубля для увеличения своей выручки от экспорта хлеба, и окрепшим классом капиталистов, заинтересованного в устойчивости рубля, поскольку из-за неустойчивости валюты приходилось больше платить за иностранные товары.

За счет иностранных займов Витте накопил золотой запас. Кроме того, в 1895 г. он закупил на Берлинской бирже кредитные рубли и запретил местным банкам вывоз кредитных рублей. В результате берлинские биржевики вынуждены были обратиться в Министерство финансов, чтобы купить по невыгодной для них цене нужное количество рублей. Благодаря этой акции, русская казна увеличила запас золота на 20 млн. руб. и удержала курс рубля на уровне 1 руб. - 2/3 золотому [44]. Государственный банк имел право выпускать кредитные билеты в определенных пределах: до 600 млн. руб. обеспечивалось золотом на 50%, сверх — на 100%. Переход к золотому стандарту способствовал развитию торговли и промышленности в стране. Но, стимулируя приток иностранных инвестиций, она усиливала зависимость России от иностранного капитала.

Для покрытия военных расходов новый министр финансов Коковцев в условиях урожайного 1904 г. и роста промышленности, сохраняет свободный размен банковских билетов на золото, не вводя новых налогов, и выпускает внешние займы на французском и германском рынках.

После войны для ускорения капиталистических преобразований в деревне начинаются столыпинские реформы. Американский путь, связанный с уничтожением помещичьих хозяйств, был сразу опровергнут как неприемлемый для России. На вооружение взяли прусский опыт медленной эволюции крупных помещичьих хозяйств в буржуазные с выделением небольшого класса кулаков.

В 1885-1889гг. и 1907-1913 гг. Россия по темпам промышленного роста превосходила Англию, США, Германию. Рост сельского хозяйства был настолько могуч, что кризис 1911-1912 гг., поразивший Европу и Америку, не помешал России иметь быстрый экономический рост России. Редактор «Экономист Европы» Эдмон Тери писал: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти так же, как с 1900 по 1912 г., то Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении» [44, т.2, с.114].

За 20 лет царствования Николая II население выросло на 40%. Увеличилось потребление на душу сахара, хлеба, чая. Неурожай уже не означал голода для страны, так как неурожай в одних регионах перекрывался урожаем в других. Удвоилось количество мануфактур, выросли вклады в сбербанках с 300 млн. 1894 г. до 2 млрд. в 1913 г. Количество почтовых отправлений выросло в 5 раз, телеграмм — в несколько раз.

Россия, будучи величайшей державой по территории и природным богатствам, занимала в 1913 г. 5-е место в мире и 4-е место в Европе по производству промышленной продукции [76]. Однако слабо была развита транспортная сеть. Размещалась она неравномерно. На долю европейской части приходилось более 80% железных дорог. Смертность населения в два с лишним раза была выше, чем в США. Почти половина детей не доживала до 5 лет. В аграрном секторе России преобладали мелкие малопродуктивные крестьянские хозяйства. Основным орудием труда была примитивная техника.

Таблица 1

Эксплуатационная длина железных дорог и отношение этой длины к пространству в главнейших государствах




Государство
Пространство, кв. версты Год данных населения Население, тыс. чел. Год данных длины железных дорог Длина железных дорог На 1000 кв. верст На 1 000 000
жителей
Австро-Венгрия 602 294 1890 42 927 1896 28 834 47,9 672,1
Англия + Ирландия 275 469 1891 38 105 1896 32 107 116,5 842,7
Британская Индия 3 552 484 1891 287 123 1897 30 769 8,7 107,2
Канада 7 870184 1891 4 833 1896 24 728 3,1 515,2
Германия 475 506 1895 52 279 1896 42 972 90,4 821,6
Голландия 28 799 1896 4 929 1896 2 164 89,0 983,6
Испания 450 095 1887 17 657 1895 11 509 25,6 653,9
Италия 251 941 1896 31 291 1896 14 456 57,4 461,9
Португалия 82 059 1890 5 050 1898 2 193 26,4 438,6
Россия Европейская 4 855 029 1897 112 920 1898 37 649 7,7 333,1
Россия Азиатская 14 536 220 1897 13 465 1897 3 533 1,5 132,0
Финляндия 328 469 1897 2 483 1897 2 363 7,2 476,4
Турция Европейская 142 868 1897 5711 1897 1 578 11,0 277,0
Турция Азиатская 1 487 844 1897 17118 1897 2 257 1,5 132,0
Франция 464 717 1896 38 518 1896 39 563 85,1 1028,0
Алжир 420 047 1896 4 429 1897 3 253 7,7 757,7
США (северные Штаты) 7 971 777 1890 62 980 1896 275 610 34,6 4379,0

Эксплуатационная длина железных дорог и отношение этой длины к пространству и населению в главнейших государствах представлены в табл. 1 [75,т.54,с.359].

Из табл. 1 видно, что Россия, которая по протяженности железных дорог отставала лишь от США, Германии и Франции, имела значительное отставание по плотности их распределения на 1000 кв. верст и на 1 млн. жителей не только от лидирующих здесь США, Франции, Великобритании и Германии, но и от таких их колоний, как Канада и Алжир.

Строительство железных дорог в России сопровождалось ростом внешних железнодорожных займов. В течение последней трети XIX в. наблюдался значительный рост государственного долга России. Помимо строительства железных дорог главными причинами его увеличения были расходы на войны, включение в состав государственного долга долгов по выкупной. Из табл. 2 [75,т.54 С.209] видно, что по величине своего долга Россия в 1897 г. вышла на второе место среди великих государств.

После чрезвычайно быстрого увеличения расходов в период 1867-1887 гг. по статье государственного кредита, т.е. по платежу процентов и погашения по государственным долгам, эта статья расходов за последующее десятилетие упала даже абсолютно по сравнению с 1867 г. в результате конверсии, сокративших высоту процента по государственному долгу с 4,7% в среднем в 1887 г. до 3,8% в 1897 г. Однако последующие займы царского правительства в связи с русско-японской войной и необходимость сохранения золотого стандарта в России резко увеличили ее зависимость от иностранного капитала.

Таблица 2

Государственный долг России в 1888 г.

Государство Сумма государственного долга, фунты стерлингов
Франция (1898) 1 224 046 280
Россия (1897) 670 389 100
Англия (1897) 644 909 847
Германия (1895; имперский — 110,2 млн. фунтов стерлингов и долги отдельных германских государств — 499,6 млн. фунтов стерлингов) 609 823 000
Австро-Венгрия (1895) 606 400 000
Италия (1896) 509 296 000
Испания (1897) 283 045 771
Соединенные Штаты (1897) 198 585 916

России принадлежало видное место в международной торговле. Это видно из табл. 3, характеризующей удельный вес государств в 1897 г. в общем обороте всемирного рынка.

Хотя Россия по своим оборотам занимала видное место, она выполняла роль аграрно-сыръевого придатка мирового сообщества, поскольку в структуре ее экспорта преобладали лен, пенька, масличные семена и жмых, ячмень, гречиха, марганец, платина, лошади, спирт, птица, яйца.

В конце XIX в. неофизиократы из среды германских и французских аграриев доказывали, что обязательным условием существования независимого государства является его самообеспеченность хлебом и продуктами первой необходимости. Рекомендации Вагнера и Мольера сводились к уничтожению торговли с другими странами, так как три мировые державы (Англия, США и Россия) могут в любой момент закрыть свои границы для иностранного ввоза и самостоятельно удовлетворять свои потребности благодаря своей протяженности. В противовес этой доктрине немецкий ученый Дитцель доказывал, что перспективой является развитие международного разделения труда, и что ошибки сторонников обособления состоят в том, что они забывают о конкуренции среди стран, вывозящих хлеб. Он видел опасность обособления Германии, Франции и Италии. Выступил против высокого таможенного тарифа и развития тех отраслей, которые неблагоприятны для данного государства.

Таблица 3

Удельный вес государств в 1897 г. в общем обороте всемирного рынка

Государство Удельный вес в мировом обороте, %
Великобритания 20,0
Германия 11,0
Соединенные Штаты 10,0
Франция 8,0
Голландия 7,0
Россия 6,0
Австро-Венгрия 5,0
Бельгия 5,0
Индия Британская 4,0
Италия 3,5
Бразилия 3,0
Китай 2,5

Политика протекционизма влечет за собой рост цен на товары в отраслях, защищаемых от иностранной конкуренции. Рост дороговизны, увеличивая бремя, возлагающееся на плечи потребителей, означает перераспределение национального дохода в пользу предпринимателей, стремящихся к присвоению дополнительных прибылей для осуществления инвестиций в жизненно важные отрасли национальной экономики. Наиболее влиятельные группы предпринимателей оказывали давление на государство для повышения уровня таможенных пошлин и защиты все новых отраслей.

Снижение цен в 1873-1892 гг., дефляционная политика и увеличение безработицы порождали социальные драмы. Значительным прогрессом экономической теории конца XIX в. явился рост внимания государств к защите национального труда. На первое место все более выдвигается человек, носитель труда и учение К. Маркса и Ф. Энгельса, защищающее его интересы. Власть все более стремится сгладить неравенство в области распределения, проводя мероприятия по улучшению фабричного законодательства, страхования рабочих, улучшения жилищных условий. Создается законодательство о синдикатах и трестах в целях ограничения их злоупотреблений из-за монопольного положения. Государства принимают интернациональные конвенции.

Важнейшим приобретением экономической науки к началу XX в. является распространение в широких слоях общества понимания об относительной пользе применения той или иной экономической доктрины в зависимости от уровня развития производительных сил, соотношения сил разных социальных слоев, от места, которое занимает страна в мировой экономической конкуренции. Ошибки, сделанные государством, предававшим слишком большое внимание какой-либо доктрине, очень дорого оплачивают незащищенные социальные слои. Идеалом экономической политики должно стать первостепенное внимание государства к экономической науке, а не к конъюнктурным политическим соображениям и верноподданическим утверждениям [75,т.79].

По мере того как капиталистическая система хозяйствования распространяется в течение XIX в. на различные страны, борьба за рынки становится все более ожесточенной. В борьбе за завоевание рынков и источников сырья Англия столкнулась с Францией, а затем еще с большей остротой — с Германией. Англо-бурская, балканские торговые войны не переросли в мировую, так как раздел мира великими державами был не завершен.

Торговая война влечет за собой более обширную войну за экономическое влияние вообще. В определенные моменты может оказаться более выгодным заключить соглашения о создании международных картелей или трестов. Однако история показывает, что ввиду неравномерности развития капитализма изменяются позиции относительного могущества национальных хозяйств, что порождает антагонизмы между империалистическими державами. Когда эти антагонизмы становятся более острыми, они обращаются к войне. К концу XIX — началу XX в. весь мир захвачен великими державами, и раздел мира завершен.

Существование политической стабильности до 1914 г. Арч.Дж.Тойнби объясняет гением Бисмарка, применившим уравновешенный подход к достижению идеологической цели минимальной ценой и тем, что международными политическими делами управляла горстка людей, стоявших у власти в Лондоне, Париже, Вене, Риме, Санкт-Петербурге, Вашингтоне и Токио. Мировыми финансовыми делами заправляли несколько человек, стоявших у власти в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Привилегиями пользовались не только аристократия и средний класс Англии, но и других стран Запада по обе стороны Атлантики. В Австралии, Новой Зеландии, США промышленные и сельскохозяйственные рабочие находились в привилегированном положении по сравнению с их коллегами в Азии, Африке и странах Латинской Америки. Правители Вашингтона и Токио вступили в игру, когда события затронули регионы, находившиеся в сфере их интересов.

Растущая экономическая мощь Германии, которая стала соперничать с Англией в области военно-морских сооружений, вызвала у немцев стремления к завоеванию титула «мировой державы». После отставки Бисмарка в 1890 г. Россия отказалась от продолжавшейся весь XIX в. дружбы с Пруссией и пошла на сближение с Францией.

В 1914 г. Европа еще сохраняет ведущие позиции в мире. Англия и Франция — крупнейшие колониальные державы. В 1913 г. британские капиталовложения за границей достигли за границей 19,5 млрд. долл., т.е. половины мировых заграничных капитальных вложений, французские — 8,6 млрд. долл., немецкие — 6,7 млрд. долл., нидерландские, бельгийские и швейцарские — 5,5 млрд. долл., капитальные вложения США — 2,5 млрд. долл., прочие страны — 2,2 млрд. долл. [3]. Вперед по промышленному развитию вышла Германия, о чем свидетельствует табл. 4.

Таблица 4

Доля в мировом промышленном производстве и в международной торговле Германии, Англии и Франции (в %)

Год Доля в мировом промышленном производстве Доля в международной торговле

1870
1880
1890
1900
1913
Германия
13
13
14
16
16
Англия
32
28
22
18
14
Франция
10
9
8
7
6
Германия

11
11
13
13
Англия

20
20
19
15
Франция

11
9
9
8

Постепенно золотой (золотомонетный) стандарт изжил себя, так как не соответствовал масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулируемой рыночной экономики.

В условиях господства золотого стандарта невозможно проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних экономических проблем государства. Транснациональные потоки золота стабилизировали обменные валютные курсы и уровни цен во внутренней экономике. Если страна испытывала инфляцию, то отток золота вел к сокращению обращавшейся внутри страны денежной массы. Наступающие затем дефляционные процессы обеспечивали приток золота с последующим расширением денежной массы и стабилизацией уровней цен.

Однако золотой стандарт устанавливал зависимость денежной массы, обращающейся в мировой экономике, от добычи и производства золота. Открытие новых месторождений золота порождало транснациональную инфляцию. С другой стороны, если производство золота отставало от роста реального объема производства, то наблюдалось все общее снижение цен, что неблагоприятно отражалось на стимулировании производственной активности предпринимателей. Кроме того, золотой стандарт предполагает свободные переливы по странам товаров и капиталов, а распространившаяся с конца XIX в. система протекционизма этому препятствовала.

Началось новое повышение цен, которое продолжалось до первой мировой войны. Большинство стран в тот период имели уравновешенный платежный баланс или положительное сальдо. Исключением была Англия, дефицит которой в 1913 г. был настолько значительным, что количество золотых резервов страны не покрывало и трети ее ликвидных обязательств. Большинство стран-кредиторов относились к этому спокойно. При необходимости Английский банк поднимал ставку, ограничивая кредитование. В результате снижались доходы и цены, сокращался импорт, а экспорт увеличивался, что приводило к притоку денежных средств в страну.

В конце XIX в. активную роль начинают играть потоки долгосрочного капитала, которые компенсировали дефицит торгового баланса. Так, США, Англия, Швеция, имея отрицательное торговое сальдо, не испытывали проблем с оттоком золота, так как в страну автономно двигались потоки долгосрочного капитала. Появилась тенденция уменьшения доли золота в денежной массе и в официальных резервах. Разменные кредитные деньги вытесняли золото, хотя в течение почти 100 лет (1815-1914гг.) только доллар США и австрийский таллер были девальвированы. Золотое содержание фунта стерлингов и французского франка было неизменным с 1815 г. [48].

Первая мировая война знаменовала кризис мировой валютной системы. Когда вспыхнула война, существование экономического равновесия было резко и надолго нарушено.

Резюме:

Либерализм утверждает превосходство самой развитой промышленной страны над остальными странами мира. Поэтому он был выгоден Великобритании, но невыгоден другим странам, стремившихся к развитию национальной промышленности. Требование развития национальной экономики должны были особенно активно отстаивать такие две большие страны, как Германия и США.

Для утверждения господства буржуазии в рамках полуфеодальной монархии Германии требовался неомеркантилизм, содействующий прогрессивным стремлениям немецкой буржуазии к единству и промышленному развитию Германии. Его автором стал Фридрих Лист, который считал, что если у нации, оказавшейся в силу особенностей ее истории и хозяйства в аутсайдерах мирового сообщества, есть громадная территория с естественными богатствами и с умеренным климатом, то первый ее долг стремиться стать великой. Он отстаивал умеренный протекционизм для защиты развития единого национального рынка. Реализация новой доктрины Бисмарком сделала Германию могучей державой, конкурирующей на равных с Великобританией. Это заставило Великобританию перейти в 1890 г. от доктрины свободной торговли к протекционизму.

Особые условия развития капитализма в США породили доктрину американской исключительности Генри Чарльза Кери, почитавшего Кольбера и Адама Смита. Защищая идеи экономического либерализма внутри США, он выступал за протекционистский тариф. Протекционизм, отказ от экономического лидерства государства в пользу корпораций и американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве привели не только к первенству США по доле в мировом промышленном производстве, но и росту в них социальной напряженности, к экономическим кризисам. Идеи расширения полномочий правительства против чрезмерной монополизации получили отражение в антитрестовском законодательстве. Принцип скрытой централизации был положен в основу Федеральной резервной системы США, поскольку резервы, включавшие в себя и ценные государственные бумаги, стали концентрироваться в Центральном банке, предоставляя возможность широкого проведения операций на открытом рынке для «регулирования денег».

Английскому превосходству стала угрожать и Япония, быстрый промышленный подъем которой в конце XIX века превратил ее в «азиатскую Англию», что позволило ей одержать победу над Китаем и в русско-японской войне. Объединение Италии, либерализация ее экономики и распространение протекционистского тарифа на все отрасли промышленности ускорило развитие капитализма в стране и усилило колониальную экспансию.

В России с целью ускорения развития капитализма были проведены общегосударственные реформы. Вырос государственный кредит для сооружения железнодорожной сети, проведения выкупной операции крестьянами, покровительства развития промышленности, повысились ставки таможенного тарифа и был осуществлен переход к золотому стандарту. В конце XIX в. Россия по темпам промышленного роста превосходит Англию, США и Германию. Однако проведение всех реформ, включая столыпинские, и военные расходы увеличивали государственный долг России, ее зависимость от иностранного капитала. Будучи величайшей державой по территории и природным богатствам, страна выполняла роль аграрно-сырьевого придатка мирового сообщества.

Политика протекционизма, направленная на поддержку жизненно важных отраслей национальной экономики, влекла за собой рост бремени дороговизны на потребителей. Снижение цен из-за отставания добычи золота от роста реального объема производства обусловило проведение дефляционной политики, что увеличивало безработицу. В зависимости от соотношения сил социальных слоев в государстве и его места в мировом экономике, определялось законодательство, регулирующее трудовые отношения и деятельность монополий для защиты национального труда. Появилось учение К. Маркса и Ф. Энгельса, защищающее интересы работников наемного труда. Рыночная экономика становилась все более регулируемой. Ей требовалась независимая денежно-кредитная политика, чему препятствовал золотомонетный стандарт, устанавливавший зависимость денежной массы от производства золота и требовавший свободных переливов по странам товаров и капиталов.

Так как территориальный раздел мира великими державами был завершен, то в борьбе за рынки и источники сырья все большую роль начинает играть экспорт капитала. Здесь первое место занимала ведущая держава Великобритания, у которой значительно рос дефицит платежного баланса. Для его уменьшения Банк Англии увеличивал процентные ставки и уменьшал долю золота в денежной массе и в официальных резервах. Появилась тенденция вытеснения золота разменными кредитными деньгами. Нужна была новая международная финансовая система для обогащения ведущих государств-экспортеров капитала за счет периферии, нуждавшейся в иностранном капитале. Кризис золотомонетного стандарта знаменовала первая мировая война, наибольшие потери от которой понесла рвавшаяся к титулу «мировой державы» Германия и зависимые от иностранного капитала страны Восточной Европы и Россия.

Выводы к разделу 1

Для всех этапов развития цивилизации до первой мировой войны было характерно преуспевание тех государств, кто для обеспечения своих торговых привилегий проводил колониальную политику.

Экспансионистским целям служили все инструменты экономической политики государств, что в конечном счете из-за сопротивления жертв экспансии и нарастания внутриэкономических проблем вело государства к торговым войнам и безвыходному кризису.

Корпорации, объединяющие людей по профессиональному признаку и преследующие монопольные цели, возникли в условиях слабости государств. Наибольшим финансовым могуществом обладали консорциумы банкиров. Для борьбы с феодалами и установления системы, основанной на предпринимательстве и получении прибыли, т.е. капиталистической системы, нужно было сильное государство, важнейшей функцией которого становится экономическая деятельность на общенациональном уровне, направленная на повышение его конкурентоспособности. Макроэкономической доктриной первоначального накопления капитала для всех стран стал меркантилизм с руководящей идеей протекционизма.

Укрепившиеся промышленные предприниматели больше не нуждались в регламентации хозяйственной деятельности со стороны государства. Распространение получала классическая политическая экономия, утверждавшая принципы либерализации экономики. Упрощение экономических функций государства привело к развитию пауперизма и кризисов. Для преодоления банковских кризисов устанавливалась монополия государственного банка, что способствовало централизации банковского дела.

Промышленная гегемония Англии порождала ее заинтересованность во внешнеторговом либерализме и утверждении золото-монетного стандарта как международной финансовой системы с Лондонским Сити в качестве центра международных валютных операций. Внешнеторговый либерализм был невыгоден другим странам, стремившимся к развитию национальной промышленности. Проводимая в них политика протекционизма для поддержки жизненно важных отраслей национальной экономики влекла за собой рост дороговизны, проведение дефляционной политики и увеличение безработицы. Рыночная экономика становилась все более регулируемой. Ей требовалась национальная денежно-кредитная политика, чему препятствовал золотомонетный стандарт.

Крупнейшими колониальными державами являлись Англия и Франция. Экономическому могуществу Англии стали угрожать Германия, США. и Япония. Россия, будучи величайшей державой по территории и природным богатствам, выполняла роль аграрно-сырьевого придатка мирового сообщества. Проводимые в ней общегосударственные реформы ускорения развития капитализма увеличивали государственный долг России и ее зависимость от иностранного капитала.

Причиной войн служило столкновение торговых интересов национальных государств, стремящихся к лидерству в мировой экономической конкуренции. После территориального раздела мира великими державами все большую роль в борьбе за рынки и источники сырья начинает играть экспорт капитала. Здесь первое место занимала ведущая держава Великобритания, у которой значительно рос дефицит платежного баланса. Появилась тенденция вытеснения золота разменными кредитными деньгами и потребность в новой международной финансовой системе для обогащения ведущих государств — экспортеров капитала за счет периферии, нуждавшейся в иностранном капитале. Первая мировая война знаменовала кризис золотомонетного стандарта. Наибольшие потери от нее понесли страны европейского материка, особенно — рвавшаяся к титулу «мировой державы» Германия и зависимая от иностранного капитала Россия.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки