Раздел третий. Конкуренция экономических стратегии США и СССР после второй мировой войны




накрутка голосов в вк,Перевод из вуза в вуз? Иди в ИБПУ - обучение на психолога . Вам не нужны все психологи. http://ecomir.su/platya/vyazanyie-platya-praktichnyie-resheniya-dlya-stilnogo-jenskogo-obraza/
Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Высочайшие мобилизационные качества продемонстрировала централизованная экономика СССР, основанная на общественной собственности на средства производства. Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем в Германии вместе с ввозом в нее из оккупированных стран импорта, Советский Союз, опираясь на собственные ресурсы, в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружений и боевой техники. За годы войны экономическое развитие получили Урал, Сибирь, Центральная Азия, Приамурье [76].

Экономическое, политическое и военное руководство страной объединил Государственный комитет обороны. В Госплане были созданы отделы вооружения, боеприпасов, судостроения, авиастроения и танкостроения. Эти отделы разрабатывали планы для предприятий, выпускающих военную продукцию, независимо от их ведомственной подчиненности, и контролировали материально-техническое обеспечение военных производств. Для оперативной связи Госплан СССР имел своих представителей в 25 экономических районах. Основной формой планирования во время войны стали квартальные, месячные и декадные планы. В соответствии с принятым им военно-хозяйственным планом на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. осуществлялась мобилизация сырья, топлива, производственных мощностей, инженерно-технических кадров для выполнения военных заказов. На востоке страны развертывалась основная военно-промышленная база.

Объем валовой продукции промышленности с июня по декабрь 1941 г. уменьшился почти в 2 раза, но уже в декабре 1941 г. падение промышленного производства приостановлено, а в 1943 г. продукция оборонных отраслей увеличилась по сравнению с 1940 г. более чем в 2 раза, производительность труда в оборонных отраслях выросла в 2,2 раза. Уже в 1944 г. на восстановление народного хозяйства направлялись значительные капитальные вложения, которые в 1944 г. почти в 1,5 раза превысили среднегодовой объем капитальных вложений во все отрасли народного хозяйства в мирные годы первой пятилетки. За годы войны выпуск продукции на Урале вырос в 3,6 раза, в Сибири — в 2,8 раза, в Поволжье — в 2,4 раза [76].

В соответствии с требованиями военной экономики была усилена централизация финансовых ресурсов, которые в эти годы в подавляющей части были сконцентрированы непосредственно в государственном бюджете. Ассигнования на оборону за годы войны составили 51% расходов. Наряду с текущими доходами для финансирования расходов на оборону были использованы накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций, введение военного налога, государственные внутренние займы и взносы трудящихся в Фонд обороны и Фонд Красной Армии. Выпущенные займы размещались по подписке среди населения кооперативных организаций в предельно короткие сроки — в течение нескольких дней. Советский Союз осуществил перевооружение и материальное обеспечение многомиллионной армии, опираясь на собственные ресурсы. За годы войны были использованы лишь небольшие кредиты от Великобритании, США и Канады для оплаты военных поставок. Поставки по лендлизу из США в СССР составили около 4% производства промышленной продукции в стране [61].

По законам военного времени было введено нормированное снабжение, в 1944 г. — коммерческая торговля, цены в которой неоднократно снижались, что вело к снижению и рыночных цен.

К моменту окончания войны денежная масса в обращении выросла примерно в 4 раза, тогда как розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли в неизменных ценах был намного ниже, чем в 1940 г. Излишек денег в народном хозяйстве вел к повышению рыночных цен, понижению покупательной способности рубля. После войны в 1946 г. для сближения низких цен нормированной торговли и более высоких коммерческих цен пайковые цены были повышены с компенсацией при этом потерь низко — и среднеоплачиваемым работникам в виде надбавки к заработной плате, пенсиям и стипендиям. Эта мера, как и накопление в руках государства достаточных товарных масс на базе общего подъема народного хозяйства, позволили успешно провести денежную реформу в 1947 г. [61,т.1].

Целью денежной реформы было восстановление полноценного рубля и перехода от карточной системы к торговле по единым государственным ценам за счет лишения спекулятивных элементов большой массы накопившейся у них денежной наличности и аннулирования фальшивых денег, выпускавшихся оккупационным режимом. Механизм проведения реформы касался денежных доходов населения, сбережений, конверсии государственных займов и установления единых розничных цен.

Срок выплаты заработной платы и жалованья служащим был приурочен к моменту реформы. Они выдавались новыми деньгами с изменившимся названием банковских билетов. Вместо червонцев они стали выпускаться в рублях. Обмен старых денег на новые производился по соотношению 10 : 1. Так как трудовые доходы всех слоев населения остались без изменения и продолжали выплачиваться в новых деньгах, то это означало повышение реальных доходов трудящихся. Реформа ударила по спекулянтам, накопивших значительные суммы на военных трудностях.

Одновременно с обменом наличных денег производилась льготная переоценка вкладов в сберкассах: вклады до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали; от 3 тыс. руб. до 10 тыс. руб. — по соотношению 3 : 2; свыше 10 тыс. руб. — по соотношению 2:1. Переоценка вкладов на более льготных условиях способствовала значительному приливу их в сберкассы. Была проведена конверсия государственных займов, так как основная сумма вкладов и взносов по подписке на займы поступала в годы, когда покупательная способность рубля была значительно ниже. Денежные средства государственных предприятий и организаций, хранившиеся на счетах в банках, сохранились без изменения. Средства кооперативных организаций и колхозов в банках переоценивались по соотношению 5:4.

Денежная реформа сопровождалась отменой карточной системы и установлением единых розничных цен, уровень которых был выше нормированных, но значительно ниже коммерческих. В целом уровень розничных цен оказался ниже цен за предыдущий квартал на 17%, но втрое превышал довоенный уровень [61]. Массовые снижения розничных цен проводились ежегодно в 1947-1954 гг.

После проведения денежной реформы 1947 г. политика плановых денег продолжилась. В противовес США, экономической стратегией которых являлся экспорт капитала для завоевания мирового господства в передовых отраслях, экономической стратегией СССР становится первоочередное развитие отраслей, определяющих эффективность производства за счет централизованного распоряжения производственными инвестициями.

К пятилеткам, как основной форме планирования, вернулись уже в первые послевоенные годы. Задача четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) состояла в восстановлении довоенного уровня экономики, а затем и превышение его. Госплан возобновил работу над составлением Генерального плана развития народного хозяйства страны на 20 лет. Одновременно разрабатывались годовые планы с разбивкой на кварталы. Первоочередное развитие получали отрасли, определяющие совершенствование структуры экономики, технический прогресс и эффективность производства — электроэнергетика, химия, машиностроение. В 1950 г. реальные доходы населения увеличились на 34% против довоенного уровня.

После войны соглашение по предоставлению СССР американского кредита для оплаты незаконченных заказов по ленд-лизу было прервано в одностороннем порядке конгрессом США. СССР сам становится страной-кредитором, предоставляющей долгосрочные кредиты странам, взявшим за образец советскую плановую экономическую систему: Китайской Народной Республике и ряду восточноевропейских стран. Главной целью этих государств становится индустриализация, а инструментом ее реализации — стратегическое планирование, опирающееся, как и в СССР, на плановую подготовку квалифицированной рабочей силы. Значительные кредиты на льготных условиях получил Афганистан для оплаты советских поставок машин и оборудования. На условиях долгосрочного кредита СССР поставлял промышленные товары в Югославию.

В условиях «холодной войны» и экономической блокады со стороны США и стран Запада в 1949 г. было принято решение Экономического совещания представителей стран народной демократии, ставших на путь сотрудничества с СССР (Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии), о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В 1950 г. в СЭВ вступила Германская демократическая республика, в 1962 г. — Монгольская народная республика, 1972 г. — Куба, в 1978 г. — социалистическая республика Вьетнам. Югославия не являлась членом, но участвовала в работе СЭВ. Для расчетов между социалистическими странами, в том числе и с капиталистическими странами применялась клиринговая система безналичных расчетов за товары и услуги, основанная на зачете взаимных требований. В связи с послевоенным укреплением рубля, а также нарастающей инфляцией в западных странах определение курса рубля на базе доллара было прекращено и с 1 марта 1950 г. установлено золотое содержание рубля в 0,222168 г чистого золота.

После восстановления экономики СССР, как и США, является общепризнанной в мире супердержавой, определяющей тенденции экономического и политического развития в мире. В условиях «холодной войны» начинается конкуренция двух супердержав, двух экономических стратегий: США с экономической стратегией экспорта капитала во все страны для завоевания мирового господства и Советского Союза с экономической стратегией централизованного распределения инвестиций для развития отраслей, определяющих технический прогресс. Безусловно, в этой «схватке» супердержав были неравные стартовые условия. Кроме того, в 1949 г. в США появилась новая наука — кибернетика, изучавшая процессы переработки информации и придававшая значение обратной связи для систем автоматического регулирования различной природы, в том числе и общества, для создания автоматизированных систем управления. Вместо того, чтобы увидеть значимость этой науки в развитии теории и практики социализма, новой науке, как и генетике, присвоили название лженауки, затормозив ее развитие в СССР.

Понимая новые условия конкуренции, по инициативе ЦК КПСС в 1951 г. состоялись дискуссия об экономических законах социализма. В связи с итогами дискуссии вышла работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», где Сталин отрицал действие закона стоимости в сфере производства средств производства, но признавал его действие в сфере производства предметов потребления. Проблемы характера денег при социализме продолжали обсуждаться в 1951-1954 гг. В ходе этих конференций были сделаны выводы о необходимости товарного производства в социалистическом хозяйстве и о реальной стоимостной природе денег. Таким образом, новая теория социализма вступила в противоречие с его практикой. Ее положения были утверждены после дискуссии, проходившей в Институте экономики АН СССР в 1956-1957 гг., под руководством К. Островитянова. Концепция, отрицающая существование товарного производства и действие закона стоимости при социализме, была отвергнута [9].

Длительной была дискуссия и по поводу эффективности капитальных вложений. По мнению В. Новожилова и А. Лурье, норматив эффективности капитальных вложений — единый для всех отраслей экономики. Победила точка зрения Т.Хачатурова о необходимости использования дифференцированного норматива эффективности по отраслям экономики. Таким образом, рубль капитальных вложений стал иметь разную оценку в зависимости от его конкретного назначения. Споры шли и вокруг принципов ценообразования. Однако если практика диктовала необходимость согласования системы цен с показателями плана, то в вопросах ценообразования главное внимание уделяли принципам расчета прибыли. Здесь можно выделить три точки зрения: прибыль рассчитывается пропорционально заработной плате; пропорционально себестоимости; пропорционально к общей сумме производственных фондов.

В результате у теоретиков нового подхода к социализму появилась «блестящая» возможность много говорить о совместимости закона планомерного развития, предполагающего сознательное установление обществом пропорций развития экономики, и закона стоимости

со стихийным распределением ресурсов в обществе. Потеря времени СССР на разработку научной теории социализма и серьезное изучение опыта государственного регулирования западной экономики, более гибко настроенного на цели потребительского рынка, определили проигрыш СССР в «мирной» конкуренции двух супердержав.

Вместо того чтобы уничтожать стратегическое преимущество СССР, состоявшее в централизованном распределении инвестиций и использованное при восстановлении экономики западноевропейских государств и Японии, нужно было осознать, что в условиях «холодной войны» поддержка военного паритета с США недостаточна. Центр тяжести конкуренции двух супердержав США переместили в сферу потребительского рынка, обратное воздействие которого на структуру и объемы производства нужно было учесть в централизованном управлении экономикой. Нужна была и демократизация управления, направленная на выявление учета мнений граждан по поводу приоритетных целей государства и активизацию участия граждан в распределении доходов государства, регионов, отраслей, предприятий и т.д. Серьезного внимания заслуживала проблема стимулирования высокопроизводительного труда.

В течение 50-х гг. резко возросла роль фактора организации и управления. В США за этот период численность управляющих в общем составе работоспособного населения возросла с 40 до 51%, в СССР только в промышленности, где общий рост численности промышленно-производственного персонала составил 34%, численность занятых в сфере управления предприятиями возросла на 63% [73]. Начиная с 1961 г. этот бурный процесс удалось сдержать в США с помощью автоматизированных систем управления (АСУ), а в СССР только приступили к разработкам в области автоматизации управления, обреченным на проигрыш из-за господства догматической теории социализма.

Проблемы социализма, состоявшие в демократизации централизованного управления и его переориентации с целей развития отраслей-локомотивов на цели потребительского рынка, в повышении гибкости управления за счет эффективного использования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и в создании новых стимулов к высокопроизводительному труду в «мирное» время, так и остались нерешенными в течение последующих 40 лет. Внедрение рекомендаций порочной теории социализма уничтожило в конечном счете стратегическое преимущество СССР — централизованное управление экономикой.

В стимулировании роста производительности труда большую роль играл сформированный в 30-е гг. фонд директора. Этот фонд не формировался во время войны. Начиная с 1947 г. условия образования и использования фонда директора изменились. Если в 30-х гг. фонд формировался в зависимости от плановой и сверхплановой прибыли или экономии, то теперь отчисления в фонд производились при выполнении или перевыполнении предприятием плана по выпуску товарной продукции в установленном ассортименте, заданий по снижению себестоимости, плана по прибыли от реализации продукции. В связи с пересмотром оптовых цен в 1949 г., когда цены на средства производства были повышены на 58% по сравнению с 1948 г. [61], отчисления от плановой и сверхплановой прибыли были снижены. Таким образом, к недостаткам формирования этого фонда, подрывавшего принятие напряженных планов ради сверхплановых показателей, добавилось стимулирование реализации продукции, противоречащее обязательности выполнения договоров между производителями.

В 50-х гг. экономика страны продолжала развиваться на основе централизованного управления, стержнем которого служили перспективные планы, нацеленные на развитие передовых отраслей промышленности. Успешное выполнение пятого пятилетнего плана (1951-1955) позволило осуществлять систематическое снижение розничных цен. В 1954 г. уровень розничных цен достиг уровня довоенных. В 1956 г. уровень розничных цен снизился по сравнению с дореформенными ценами в 2,3 раза, снижались цены и на колхозных рынках. Введение в 1954 г. дифференцированных по 17 сельскохозяйственным зонам страны сдаточных цен на сельскохозяйственную продукцию, несмотря на ликвидацию системы дотаций по всем ее видам, позволило снизить цены и на колхозных рынках.

Одновременно со снижением розничных цен происходило увеличение денежных сбережений населения. Чтобы не создавать инфляционного навеса со стороны спроса, в этот период было размещено по подписке шесть государственных займов развития народного хозяйства сроком на 20 лет, доход по которым выплачивался в форме выигрышей. В результате их выпуска к 1 апреля 1957 г. государственный долг составил 25,8 млрд. руб. Поэтому было принято решение отсрочить погашение их облигаций до 1977 г. с выплатой в течение 20 лет равными частями ежегодно. Так как в государственном бюджете на 1957 г. предусматривались доходы от займов, то был выпущен государственный займ 1957 г. сроком на 5 лет. По этому займу поводились тиражи выигрышей и погашения, а облигации, не вышедшие в тиражи, выкупались в 1962 г.

В период выполнения пятилетнего плана трижды снижались цены на продукцию тяжелой промышленности и тарифы на грузовые перевозки. Пересмотр цен осуществлялся на основе модели цены 1936-1939 гг. Нормативная рентабельность включалась в цену в минимальных размерах на уровне 3-4% для тяжелой промышленности и на уровне 4-5% для легкой. Цены, введенные в 1955 г., с некоторыми изменениями действовали до 1966 г.

Пересмотры цен и необходимость ускорения технического прогресса оказали воздействие на нормативы формирования фонда директора, переименованного в 1955 г. в фонд предприятия. В фонд отчислялось 3-4% плановой и 50% сверхплановой прибыли или экономии. Общая годовая сумма отчислений не превышала 5,5% годового фонда заработной платы промышленного персонала. Для машиностроения в первый год серийного производства новой техники отчисления от плановой прибыли составляли 10%, и общий предел отчислений, зависящий от удельного веса новой техники в общем объеме производства, достиг 7% годового фонда заработной платы. Средства фонда использовались на производственные нужды (20%), жилищное и культурно-бытовое строительство (40%) и на премирование (40%). Таким образом, фонд предприятия являлся не только инструментом премирования работников, но и инструментом децентрализации финансовых средств государства, выделяемых на инвестиционные и социальные цели развития.

Рост производства и усложнение производственных взаимосвязей все более затрудняли оперативное руководство из центра громадным числом предприятий. К 1957 г. в СССР было более 200 тыс. предприятий и более 100 тыс. строек. Руководство экономикой наталкивалось на отраслевые барьеры и разобщенность деятельности центральных органов. Разбухание управленческого аппарата тормозило инициативу на местах. При отсутствии единого научного подхода к совершенствованию централизованного управления экономикой страна «увлеклась» организационными, или, как принято сегодня говорить, институциональными преобразованиями, эффект которых оказывался обратным по отношению к декларируемым целям.

В 1957 г. началась реформа Хрущева по реорганизации управления промышленностью и строительством, направленная на усиление территориального принципа управления в ущерб отраслевому. Ликвидировали 26 промышленных министерств и создали 104 совнархоза, подчиненных Советам министров союзных республик, которые подчинялись Верховным Советам союзных республик и контролировались Советом министров СССР. Предприятия в ведении совнархозов охватили 2/3 общего объема продукции СССР, по некоторым отраслям (нефть, уголь, чугун и т.д.) — 100%. Эти меры разрушили кооперацию предприятий в отрасли по технологическому принципу и затормозили технический прогресс, повлекли за собой большие непроизводительные затраты на реорганизацию экономики. Начиная с 1960 г. сальдо внешнеэкономических расчетов СССР с развитыми капиталистическими странами становится отрицательным [76].

В соответствии с установкой на перенос центра тяжести управления на места в 1959 г. был принят Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, по которому Верховный Совет утверждает бюджет СССР в целом и общие суммы доходов и расходов бюджетов союзных республик. Тем самым был нанесен еще один удар по централизации, поскольку союзные республики стали самостоятельно распоряжаться выделенными им финансовыми средствами. Положительные и отрицательные сальдо бюджетов союзных республик уравновешивались через государственный бюджет. Взаимные расчеты между всеми бюджетами осуществлял Минфин.

В этот период развивается зачет взаимных требований, т.е. взаимное погашение совпадающих во времени денежных обязательств предприятий с получением разницы по сумме взаимного платежа. Чем больше концентрация платежей, тем меньше масса обращающихся средств платежа. Суммы кредитовых сальдо, возникающие при превышении поступлений средств над платежами, зачисляются на расчетные счета предприятий. Был введен особый режим кредитования предприятий, не выполнивших плановые обязательства, и осуществлена организационная перестройка банковской системы с целью расширения числа участников взаимных расчетов.

В 1957 г. упразднен Торгбанк, а его функции переданы Сельхозбанку и Цекомбанку. В 1959 г. упразднены Сельхозбанк, Цекомбанк и коммунальные банки, а выполняемые ими операции переданы Промбанку, переименованному в Стройбанк, и Госбанку. Стройбанк финансирует капитальные вложения предприятий, объединений промышленности, строительства, транспорта, связи, геологии, науки, культуры, здравоохранения, торговли, жилищного и коммунального хозяйства и др. Госбанк финансирует капитальные вложения государственных предприятий сельского, лесного и водного хозяйства, кооперативных организаций, культурно-просветительской сети в сельской местности. Финансирование Госбанком капитальных вложений нарушило функциональный принцип организации банковской системы.

Ориентация на отрасли-локомотивы вызвала напряженность в развитии сельского хозяйства. Для увеличения текущих реальных доходов колхозников в 1958 г отменили введенный в 1953 г. налог, взимавшийся с принадлежащих колхозникам земельных участков по твердым ставкам с их площади. Исходя из товарных представлений о социализме, колхозам была передана техника, находившаяся в ведении МТС, и отменены обязательные государственные поставки. Тем самым были ухудшены инвестиционные возможности колхозов и была заложена «бомба» под рост цен на колхозных рынках. Возникли очереди в государственной торговле и введена карточная система на продукты. Создалась ситуация дефицита продовольствия.

Сложившийся кризис в развитии сельского хозяйства был «разрешен» введением в 1961 г. новых сдаточных цен, включавших себестоимость и в небольшом размере прибыль, и девальвацией национальной валюты посредством обмена денег. В ходе проведения деноминации 1961 г. один новый рубль приравнивался к 10 старым. С учетом изменения масштаба цен и исходя из реального соотношения покупательной способности советской и иностранной валюты, золотое содержание рубля было зафиксировано в размере 0,987412 г чистого золота. Таким образом, старый рубль, «весивший» 0,222168 г чистого золота, стал «весить» 0,0987412, что означало его реальное обесценение в 2,25 раза.

Таблица 9
Темп прироста национального дохода (в %)

Периоды Темпы прироста
НЭП, восстановление народного хозяйства после первой мировой и гражданской войн (1922-1927)

Довоенные пятилетки ускоренной индустриализации (1928-1940)

Восстановление народного хозяйства после второй мировой войны (1946-1950)

Период после восстановления народного хозяйства (1951-1970)
19,5


14,1


14,6


8,5

В 1960 г. произведенный национальный доход увеличился в 4,4 раза по сравнению с довоенным 1940 г. В период 1951-1960 гг. объем промышленной продукции вырос в 3 раза, объем продукции сельского хозяйства — в 1,6 раза. В 1954 г. в СССР ввели первую в мире атомную электростанцию, в 1957 г. был спущен на воду первый в мире ледокол с атомным двигателем и выведен на околоземную орбиту искусственный спутник Земли. За этот период введено в действие 714,6 млн. м2 жилья, что превысило его ввод за все предыдущие годы советской власти. В 1961 г. стартовал первый космический корабль с человеком на борту. Все это, безусловно, были успехи но, как видно из табл. 9, страна стала терять темпы.

В табл. 9 выделены несколько периодов, отличных друг от друга по среднегодовым темпам прироста национального дохода [50].

В 1957 г. был разработан семилетний план (1959-1965), задачи которого состояли в создании условий, необходимых для построения коммунистического общества к концу XX в., с реализацией принципа «каждому по потребностям». Амбициозность планов, не подкрепленная реальными возможностями, и негативные тенденции в развитии сельского хозяйства определили необходимость смены руководителя государства.

В конце 50-х гг. начинают складываться финансово-кредитные отношения социалистических стран с развивающимися странами с целью укрепления мировой социалистической системы. В 1957 г. для оказания помощи развивающимся странам был создан в СССР Государственный комитет по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). Подобный институт был создан и в других социалистических странах. Помощь оказывалась главным образом на основе двусторонних межправительственных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

Резюме

  • Высочайшие мобилизационные качества продемонстрировала централизованная экономика СССР, сконцентрировавшая финансовые ресурсы в подавляющей части в государственном бюджете. За годы войны были использованы лишь небольшие кредиты от Великобритании, США и Канады для оплаты военных поставок.
  • Целью послевоенной денежной реформы являлось восстановление полноценного рубля и переход от карточной системы к торговле по единым государственным ценам за счет лишения денежных доходов спекулятивных элементов и аннулирования фальшивых денег. Денежная реформа сопровождалась установлением единых розничных цен, массовые снижения которых проводились ежегодно в 1947-1954 гг.
  • Послевоенной экономической стратегией СССР остается первоочередное развитие отраслей, определяющих технический прогресс, за счет централизованного распоряжения производственными инвестициями. В результате четвертого пятилетнего плана был восстановлен довоенный уровень и первоочередное развитие получили электроэнергетика, химия, машиностроение.
  • После войны в условиях «холодной войны» начинается «мирная» конкуренция двух супердержав — СССР и США — с неравными стартовые условиями. СССР также становится страной-кредитором и предоставляет долгосрочные кредиты странам, взявшим за образец советскую экономическую систему, и Афганистану. В условиях экономической блокады со стороны США и стран Запада был создан блок СЭВ, объединивший ряд стран народной демократии с СССР, в расчетах которого применялась клиринговая система. Определение курса рубля на базе доллара было прекращено, и в 1950 г. установлено золотое содержание рубля. С целью укрепления мировой социалистической системы получают развитие финансово-кредитные отношения стран-членов СЭВ с развивающимися странами.

Понимая важность теории для социализма, в 50-х гг. состоялись дискуссии по проблемам его строительства. Были сделаны теоретические выводы о товарном характере социалистического производства и о стоимостной природе денег, противоречащие практике планирования. Проблемы демократизации централизованного управления, его переориентации с целей развития отраслей локомотивов на цели потребительского рынках, повышения гибкости управления за счет эффективного использования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и создания новых стимулов к высокопроизводительному труду так и остались нерешенными в течение всех последующих лет. Внедрение рекомендаций порочной теории социализма уничтожило в конечном счете стратегическое преимущество СССР — централизованное управление экономикой и определило проигрыш СССР в конкуренции двух супердержав.

Экономика страны продолжала развиваться на основе перспективных планов, лоббирующих развитие отраслей промышленности, что вызвало напряженность в развитии сельского хозяйства. Систематическое снижение розничных цен, осуществляемое в годы пятого пятилетнего плана, сопровождалось размещением по подписке среди населения государственных займов, ростом государственного долга и отсрочкой его погашения. Снижение оптовых цен осуществлялось на основе довоенной модели с минимальной нормативной рентабельностью. Премирование работников все более ставилось в зависимость от сверхплановой прибыли, что подрывало интерес к принятию напряженных планов. Страна «увлеклась» институциональными преобразованиями усилившими территориальный принцип в ущерб отраслевому, децентрализацию бюджетного процесса и нарушившими функциональный принцип организации банковской системы.

7. Рост цен на продовольствие и введение карточной системы на продукты привели к девальвации национальной валюты посредством обмена денег, к отрицательному сальдо внешнеэкономических расчетов СССР с развитыми капиталистическими странами. Негативные тенденции в развитии сельского хозяйства, амбициозность семилетнего плана и программы строительства коммунизма определили необходимость проведения «революции сверху» по смене руководителя государства.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки