Главная / Государственные экономические стратегии / Раздел третий. Конкуренция экономических стратегии США и СССР после второй мировой войны/ Бурное развитие еврорынков, финансовых институтов "помощи" развивающимся странам и кризис золотовалютного стандарта

Раздел третий. Конкуренция экономических стратегии США и СССР после второй мировой войны




Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Незначительный по величине дефицит платежного баланса США в 1950-1956 гг. не подрывал доверие центральных банков к доллару, которые аккумулировали приток долларов и не стремились обратить его в золото. После 1958 г. к росту военных расходов добавились новые причины ухудшения платежного баланса США. Повышалась конкурентоспособность европейской и японской экономики, с конца 50-х гг. доля США обнаружила тенденцию к падению в мировой экономике, но, главное, получил развитие массовый вывоз частных капиталов из США, несколько компенсируемый с 1962 г. доходами от заграничных инвестиций. Нарушение платежного баланса США, прежде всего, вызывалось бегством краткосрочных капиталов, поскольку процентные ставки по депозитам в США были низкие, а в европейских странах, в силу недостатка кредитов, процентная ставка была выше.

С ухудшением платежного баланса США развивался еврорынок, в составе которого евродоллары составляли свыше 80% общего объема евровалютных депозитов [61, т.1]. В этом были заинтересованы европейские предприятия и банки. Европейские предприятия, объем международных операций которых значительно вырос, предпочитали хранить «ликвидные средства в иностранной валюте» на еврорынках, не регламентируемых национальным законодательством. Активизировали свою деятельность европейские банки, массированно развивая привлечение вкладов и предоставляя краткосрочные кредиты в долларах. На средства, привлекаемые банками с еврорынка, не распространяются резервные требования центральных банков, а проценты по евровкладам освобождаются от подоходных налогов. Тем самым еврорынок получает конкурентные преимущества, поскольку складываемый на нем стихийно уровень процентных ставок посредством перелива капиталов между его секторами и национальными рынками позволяет банкам выплачивать по заемным средствам в евровалютах больший процент и предоставлять кредиты по более низкой ставке. На еврорынках предпочитали размещать центральные европейские банки часть долларов, получаемых за счет положительного сальдо внешних платежей европейских стран симметричного американскому отрицательному сальдо.

Образовавшийся дефицит платежного баланса США стал вызывать беспокойство у центральных банков, поскольку у них запас долларов все более превышал запас золота. В результате, если до 1958 г. казначейству США не приходилось покрывать золотом более 10% дефицита платежного баланса, то потом оно было вынуждено обменивать на золото треть долларов, вывозимых из страны [57, С. 183]. Одновременно с накоплением долларовых запасов возник значительный отлив золота из США в другие страны. Критической ситуация стала в 1961-1962 гг., когда общая сумма накопленных долларовых резервов стала почти равной американскому золотому запасу (табл. 10).

Таблица 10
Изменение валютных резервов с 1949 по 1963 г. (в млрд. долл.)


Год
1949 1958 1963
Золото в США
Золото вне США
Золото в МВФ
Всего
Доллары
Фунты стерлингов
Прочая валюта
24,50
8,65
?
33,15
3,05
7,80
?
20,60
17,47
2,51
40,58
8,56
6,67
2,63
15,70
24,51
3,94
44,15
13,71
6,50
4,83
Всего валютных резервов
В том числе вне США и МВФ
44,00
19,50
58,44
36,50
69,19
48,40

Практически обращение доллара в золото при курсе 35 долл. за одну тройскую унцию золота стало нереально, что подрывало доверие к доллару.

Если бы платежный баланс США сводился бы без дефицита, то, как видно из табл. 10, международные ликвидные средства за период 1949-1963 гг. выросли бы лишь на 11 млрд. долл., а не на 25 млрд. долл. Так как в этот период международная торговля развивалась темпами прироста до 4,5% в год, а международные ликвидные средства имели темп 3,3%, то можно сделать вывод, что при меньшем росте ликвидных средств международная торговля имела бы меньшие темпы. По этой причине французский экономист Л.Столерю видит проблему международных денежных средств в том, что дефицит американского платежного баланса создает возможность «даровых инвестиций», «экспорта инфляции» и подрывает доверие к доллару, но без этого дефицита можно обойтись в том случае, если другая валюта будет способна обеспечить потребность в мировых ликвидных средствах, вызванную развитием международной торговли [57].

Возраставшие долларовые резервы и сокращавшийся американский золотой запас усугубляли кризис доверия к доллару. Было проведено множество мероприятий, чтобы не пересматривать «стоимость» фунта стерлингов и доллара. В 1960 г. многие американцы стали скупать золото на основном рынке золота в Лондоне, чтобы поддержать доллар, но рыночный курс золота сложился на уровне 41 долл. за тройскую унцию. В этой связи в октябре 1961 г. был создан золотой пул, куда вошли США, ФРГ, Бельгия, Франция, Голландия, Швейцария, Италия, Англия для обеспечения лондонского рынка поставками золота, чтобы поддержать курс 35 долл. за тройскую унцию.

Вместо повышения процентных ставок США предпочли ввести в 1963 г. «налог для выравнивания процента», представляющий собой налог на доходы, получаемые американскими резидентами по их вложениям в иностранные ценные бумаги. Иностранным заемщикам для привлечения американских сбережений пришлось выпускать облигации с более высокими ставками на еврорынке, условия на котором для получения долгосрочных кредитов оказались более выгодными, чем на американском финансовом рынке. В результате в 1963 г. в Лондоне возник рынок еврооблигаций,чему способствовала либерализация валютного контроля с целью возвращения Сити роли международного финансового центра. Евроэмиссии, т.е. выпуск еврооблигаций, не регулируются государством, валюта которого используется при займе, а проценты выплачиваются держателям еврооблигаций без удержания налога у источника дохода. Так как на операции банков в евровалютах не распространяются денежно-кредитные ограничения страны их нахождения, то банки в Лондоне самостоятельно устанавливают среднюю ставку ЛИБОР, по которой предоставляют ссуды в евровалютах.

Еврооблигационный рынок стимулировался политикой добровольного вывоза капиталов, начатой президентом Джонсоном в 1968 г., которая принудила американские транснациональные компании занимать доллары у евробанков или осуществлять евроэмиссии для финансирования их учреждений за рубежом. Таким образом, американская политика 60-х гг. создала за пределами США потенциальное предложение долларов, эффективный спрос на них и разницу между процентными ставками на американском рынке и на еврорынке, благоприятную для кредиторов и заемщиков. В эти годы наибольшее развитие получили краткосрочные депозитно-ссудные операции, обслуживающие движение оборотного капитала предприятий и восполняющие временную нехватку платежных средств государствам для покрытия платежных дефицитов, банкам и частным лицам. Ставки по краткосрочным операциям особенно быстро повышаются из-за инфляции.

Внешний баланс США, имеющий дефицит для расширения международной торговли, служил источником инфляции для других стран, что, по мнению многих, было несправедливо. Стратегию против политического и экономического господства США стал проводить во Франции Генерал де Голь. Его оружием стало золото. В 1965 г. Франция отказалась от своих обязательств и произвела массовый обмен своих долларовых авуаров (800 млн. долл.) на золото. Благодаря массовой продаже золота СССР в 1965 г. золотой пул, несмотря на рост спроса частных лиц на золото, не испытывал затруднений. Но с 1966 г. его запасы золота стали уменьшаться. От участников требовали дополнительно вносить золото в увеличение запасов пула, пока Франция не приняла решения в 1967 г. о выходе из золотого пула.

В результате поднялась доля США в пуле, но это не помогло остановить утечку золота из центральных банков частным лицам. Следующий удар этой системе нанесла девальвация фунта стерлингов в 1967 г.

В 1964 г. сумма стерлинговых авуаров центральных банков и иностранных частных лиц почти в три раза превысила золотовалютные резервы Англии. Дефицит платежного баланса оказался настолько большим, что требовалось проведение девальвации, но правительство отдало предпочтение поддержать фунт за счет займа в МВФ и соглашения с центральными банками группы «десяти».

Затруднения с золотом превратили МВФ в основной регулятор международных валютных отношений для исправления недостатков валютной системы и поддержки основных резервных валют — доллара и фунта стерлингов. В 1959 г. МВФ увеличил квоты в виде золота или собственной валюты и стало возможным предоставление займов в главных европейских валютах, иенах и канадских долларах наравне с американскими долларами и фунтами стерлингов. Когда стало очевидно, что этих средств не хватает, была создана примыкающая к МВФ группа «десяти» (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Голландия, Канада и Швеция), предоставившая в распоряжение МВФ дополнительно 6 млрд. долл. в своей национальной валюте для разрешения трудностей международной валютной системы. В рамках Венских соглашений МВФ продолжал одалживать у группы «десяти» и в 1965 г. принял решение об увеличении квоты каждой страны на 25%. С 1962 г. часть этих займов приняла форму кредитов поддержки (Stand by credits), чтобы помочь стране отразить атаки на ее валюту. Масштабы этих кредитов были увеличены для Англии. Кроме того, подписывались соглашения между странами для ослабления напряженности в международных валютных расчетах.

Займ удвоил британские валютные резервы. Далее были проведены мероприятия по режиму экономии: стимулированию экспорта, введение налога на импорт, повышена учетная ставка, повышены прямые и косвенные налоги, ограничен кредит, принят пятилетний план оздоровления платежного баланса, введен налог на использование ресурсов. В 1966 г. произошла забастовка моряков, и ухудшился торговый баланс. В результате войны на Ближнем Востоке и девальвации рупии, которая находилась в твердом соотношении с фунтом стерлингов, произошла утечка валюты. Кроме того большое давление на фунт стерлингов оказала спекуляция золотом и необходимость поддержки паритета фунта стерлингов за счет закупки долларов. В результате под давлением «шестерки» английское правительство девальвировало на 14,3% фунт стерлингов и подняло учетную ставку до самого высокого уровня после 1914 г. — до 8%. После этого значительные потери понесли страны стерлинговой зоны, а Англия вновь обратилось за займом в МВФ и усилила режим экономии посредством повышения налогов. Улучшение платежного баланса позволило снизить учетную ставку до 7,5%.

Девальвация не обеспечила стабильного равновесия, так как курс фунта стерлингов мог сохраняться только благодаря постоянной поддержке. За проблемой паритета фунта стерлингов к доллару стояла проблема паритета доллара по отношению к золоту. Всякий раз, когда наступал мировой валютный кризис при дефицитном платежном балансе США, появлялись многочисленные требования увеличения официальной цены золота, т.е. официальной девальвации доллара по отношению к золоту.

Появились четыре группы предложений, оставляющие разную роль золоту в новой системе международных расчетов [57]

Ревальвацию цены золота предложили Рюэфф и Харрод.

В системе с золотым (товарным) стандартом, предложенной Калдором, Хартом и Тинбергеном в работе «В защиту международной валюты, основанной на базисных продуктах», к золоту рекомендуется добавить целую группу легко хранимых тридцати продуктов, которые, наряду с золотом обеспечивали бы валюту. Кроме практических трудностей по созданию сети для приобретения и хранения базисных продуктов, возникает опасность кризиса перепроизводства, поскольку созданные за переходный период мощности по производству базисных продуктов окажутся избыточными. Кроме того, нет гарантий, что операции на свободном рынке, как и в случае с золотом, не подорвут установленные паритеты валют.

В системе с гибким валютным курсом, предложенной Фридманом в США, Мидом в Англии и Алле во Франции, золоту отводится роль дополнительного платежного средства. По мнению этих экономистов, наличие дефицита у страны означает, что эта страна больше ввозит товаров, чем вывозит. Для сбалансированности обмена сделок по товарам нужно рыночное определение валютного курса. Недостатками применения такой системы являются зависимость внутреннего рынка от спекулятивного движения международного частного капитала и неуверенность предприятий в отношении их инвестиций за границей.

В системе с опорой на золото предполагается, что, кроме золота, могут быть использованы и другие платежные средства, играющие роль резервных валют, как доллар или фунт стерлингов. Опыт хронического дефицита платежного баланса показывает, что нельзя допустить эмиссию резервной валюты отдельной страной, использующей ее для расчетов по собственным платежам. Поэтому ранее и возникло предложение Кейнса о необходимости эмиссии международным банком денежной единицы «банкор» для международных расчетов, курс которой определяется по золотому паритету. При этом государства не могут предъявлять требования по обмену ее на золото в международном банке, а для избежания большого дефицита для каждой страны должны быть установлены верхние границы его размеров.

Идеи Кейнса были развиты Триффиным, который предлагал включить банкоры в состав национальных валютных резервов и сделать МВФ центральным резервным банком для государств, которым он предоставлял бы их в кредит в обмен на государственные ценные бумаги. Модлинг предложил ограничить деятельность МВФ операциями предоставления банкнот странам, у которых имеется в данный момент дефицит. Жискар д'Эстен предложил в 1964 г. на сессии МВФ международную валютную систему, центром которой являются золото и эмиссия единиц коллективного резерва (CRU), если это необходимо по общему мнению всех стран-членов группы «десяти», и которые распределяются между странами пропорционально их золотым запасам. При этом покрытие дефицита страны должны производить частично в золоте и CRU в пропорции, в которой они находятся в мировой экономике. По мнению Дебре, объем международных ликвидных средств не должен быть тормозом развития производства и торговли, но избыточность ликвидных средств создает проблему.

Инфляция в США и превышение суммы их краткосрочных обязательств имеющихся в стране запасов золота поставили под сомнение надежность использования одной валюты для фиксации валютного курса. С 1966 г. группа «десяти» приступила к разработке новой международной валютной системы. Ими были выработаны основные принципы новой системы [57]:

  • для нормального функционирования международной валютной системы требуется поддержание равновесия платежных балансов наиболее важных стран;
  • создание валютных резервов должно осуществляться только на основе коллективного мнения относительно потребности в них в долгосрочной перспективе;
  • инструменты валютных резервов могут представлять собой или единицы денежных средств, которые могут быть объектом передач между странами, либо право заимствования у МВФ, либо комбинацию этих типов. Эти средства должны распределяться пропорционально их квотам в МВФ, но особая роль в их создании и управлении принадлежит группе «десяти»;
  • применение нового механизма требует учет особенностей переходного периода.

В 1968 г. США и члены золотого пула приняли решение не поддерживать курс 35 долл. за тройскую унцию на Лондонском рынке свободной продажи золота. США, боясь утечки капиталов из-за повышения учетной ставки в Англии, повысили учетную ставку с 4 до 4,5%. Президент США принял решение о проведении мероприятий по сокращению дефицита американского платежного баланса в 1968 г. Однако спрос на золото рос, для поддержки доллара рынок золота в Лондоне был закрыт с 15 марта 1968 г. по 1 апреля 1968 г.

Остался открытым рынок в Париже, на котором курс цен на золото резко вырос до 44 долл. за тройскую унцию, а сделки достигли более половины сделок с золотом за весь 1967 г. В связи с кризисом цен на золото де Голль в марте 1968 г. заявил: «Кризис доллара и фунта стерлингов, который разворачивается в настоящее время, показывает, что нынешняя система, основанная на привилегии резервных валют, отныне является не только несправедливой, но и неприменимой...» [57].

Об изменении размера резервов и доли золота в резервах можно судить по табл. 11 [57].

Таблица 11
Изменение размера резервов и доли золота (в %)

Страна Размер резервов Доля золота
  1962 г. 1967 г. 1962 г. 1967 г.
США 17,22 14,83 93,3 81,3
Англия 3,31 2,70 77,9 47,8
Общий рынок 18,78 25,76 60,9 58,4
Франция 4,05 6,99 63,9 74,8
ФРГ 6,96 8,16 52,9 51,8
Швейцария 2,87 3,56 93,0 86,8
Япония 2,02 2,03 14,3 16,7
Мировые запасы 62,91 73,28 62,4 53,8

После 1968 г. золотой пул был заменен Вашингтонским соглашением, разделившем рынок золота на два сектора: коммерческий или товарный сектор со свободными ценами для частных лиц и денежный сектор с фиксированной ценой золота на уровне 35 долл. за тройскую унцию для центральных банков. Это подрывало международную валютную систему, поскольку центральным банкам, у которых возник дефицит, оплачивать его по заниженному курсу было невыгодно. По соглашению центральных банков они не могли требовать обмена своих долларовых запасов на золото. Понятно, что это эмбарго на золото, устранявшее последнее ограничение хроническому росту дефицита платежного баланса США, делало необходимым реформирование международной валютной системы. Доллар по-прежнему определял официальную цену золота, а не золото — цену доллара.

За 18 лет, с 1950 по 1967 г., экспорт товаров из США превысил импорт на сумму 66 млрд. долл., а активное сальдо США во внешней торговле товарами и услугами составило 56 млрд. долл. За эти же 18 лет правительство США экспортировало 52 млрд. долл., а частный сектор — 55 млрд. долл. Ввоз капитала в США составил 13 млрд. долл. Таким образом, чистый экспорт капиталов из США составил 94 млрд. долл., а пассивное сальдо платежного баланса США за 18 лет — 38 млрд. долл. (94 млрд. долл. — 56 млрд. долл.) [48].

В период 1961-1965 гг. прибыли и дивиденды от заграничных капиталовложений, реинвестированные в США, составляли 4,2 млрд. долл. в год. К 1968 г. они уже составляли 6,2 млн. долл. [48]. В конце 60-х гг. приоритетной отраслью в США становится электроника, которая вышла на второе место после автомобильной промышленности и на первое — по темпам роста. Аналогично развивалась электроника в ФРГ, Японии, Франции и Англии. На американские предприятия за рубежом приходилось 1/4 импорта США, и чистые поступления от иностранных капиталовложений в США выросли с 4,2 млрд. долл. в среднем за период 1961-1965 гг. до 6,5 млрд. долл. в 1968 г. В 1969 г. американская собственность за границей оценивалась в 100 млрд. долл. [48].

Программа действий, провозглашенная в президентском послании 1968 г. по приведению платежного баланса США в равновесие, не была осуществлена. Ее выполнение стимулировало бы рост неопротекционизма. США подняли учетную ставку до 5,5%, что вызвало сильный приток капиталов в США краткосрочных иностранных капиталов, главным образом европейского происхождения. Этим объясняется сокращение пассивного сальдо платежного баланса США в 1968 г. по сравнению с 1967 г., несмотря на то что торговый баланс США в 1968 г. практически лишился своего традиционно активного сальдо. Дефицит платежного баланса США, экспорт обесцененных долларов и развитие рынка евродолларов продолжилось.

Так как в 1969 г. США увеличили процентные ставки, то тем самым они ликвидировали преимущество в доходах, которые давал рынок еврооблигаций, основанный на фиксированных ставках. Кроме того, к этому моменту были постепенно сняты ограничения на европейских рынках капиталов и еврорынки, имевшие конкурентные преимущества из-за регулирующих ограничений, заколебались в 1969-1970 гг.

Распространение получили среднесрочные еврокредиты, предоставляемые многонациональными консорциумами (синдикатами) банков на еврорынке сроками на 7-10 лет. Были изобретены средне — и долгосрочные еврокредиты с переменной ставкой, так называемые ролловерные кредиты, основанные на распределении риска путем сидицирования внутри более или менее широких банковских пулов. С тех пор значение еврорынка как фактора нестабильности всей международной валютно-финансовой системы возрастает. Получил развитие и противоположный процесс — сильный приток в США иностранных капиталов, привлекаемых высокими процентными ставками и другими причинами. Началась «война» процентных ставок, основными очагами которой стали США.

Интернационализация мирового хозяйства сопровождалась ослаблением позиций США и усилением Западной Европы и Японии. С 1947 г. до начала 70-х гг. США осуществляли интервенции на рынке золота для поддержки золотовалютного стандарта, основанного на фиксированной цене золота 35 долл. за тройскую унцию. Покупали на мировом рынке золото, когда его цена снижалась, и продавали золото, когда его цена возрастала. Искусственно заниженная цена на золото способствовала его утечке из международных расчетов на частный коммерческий рынок и замену его долларовыми резервами. Организация объединенной защиты стоимости доллара по отношению к золоту позволила учредить новые средства международного финансирования и избежать США краха системы в течение 60-х гг. С 1 января 1970 г. вступило в силу соглашение о специальных правах заимствования (СПЗ), что мотивировалось нехваткой ликвидных средств. Вначале единица СПЗ была равна 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию 1 долл. США.

В этот же период правительства Западной Европы и Японии для повышения своей конкурентоспособности занимались проблемами развития национальной экономики, осуществляя политику вмешательства в экономику с использованием средств антициклической политики, основанных на рекомендациях Кейнса, Во Франции и Японии развивалось государственное экономическое программирование, координирующее государственные и частные капиталовложения для реализации стратегических задач. Так как сальдо платежного баланса ФРГ оставалось активным, то в 1969 г. была осуществлена ревальвация марки на 8%, а во Франции, где планирование полной занятости и быстрого роста привело к росту импорта, к сокращению валютных резервов и к ухудшению платежного баланса, была проведена девальвация французского франка.

В отраслях обрабатывающей промышленности этих стран был осуществлен переход к поточно-массовому производству стандартизованной продукции, что позволило значительно снизить издержки и продавать товары по более низким ценам. Фирмы проводили эксперименты по модификации конвейерного производства в целях повышения привлекательности труда и повышения его эффективности. Наметилась тенденция ускоренного роста номенклатуры изделий и возрастания капиталоемкости изделий. По этой причине этот период был назван экономистами школы «теории регулирования» периодом фордовского накопления, для которого характерны: одинаковые темпы роста реальной заработной платы и роста производительности труда; рост капиталовооруженности труда; соответствие стандартов потребления нуждам массового производства, когда растущее народное потребление обеспечивало рынок для товаров, произведенных в условиях роста производительности труда [37].

К началу 70-х гг. образовались три центра экономических конкурентов — США, Западная Европа и Япония, причем США имели растущий дефицит с обесценивающимся долларом, а активные сальдо были в Японии и ФРГ. На долю США приходилось более 85% официальных международных валютных резервов, но значительно возросла в международных валютных резервах доля марки ФРГ (до 14%), японской иены (3,7%), швейцарского франка (4,3%) [61]. Правительство США, вынужденное «спасать» международную валютную систему, ограничило вывоз денежных средств из страны, сократило в пять раз стоимость товаров, которые американцы могли беспошлинно ввезти в страну. Были введены ограничения на инвестиции за рубежом. Кризис 1969-1970 гг. в США «заставил» снизить процентные ставки, что вызвало бегство из страны краткосрочного капитала. США не могли убедить ФРГ и Японию, накопивших долларовые авуары, ревальвировать свои валюты [47].

В связи с обязательствами перед Общим рынком, Диллон раундом, Кеннеди раундом и необходимостью выполнения антидемпингового кодекса к началу 70-х гг. произошло массовое снижение пошлин во взаимной торговле стран ЕС и их торговли с другими странами. Однако США усилило протекционистские меры в 1971 г., что нарушало условия ГАТТ. Европа стала широко применять антидемпинговые пошлины на импорт японских подшипников и на товары химической продукции из США. Во время многосторонних переговоров о снижении таможенных пошлин выявились острые разногласия между США и ЕС по вопросам формирования единого внешнеторгового тарифа стран-членов ЕС. Проводимые по инициативе ООН международные конференции также пытались противостоять возрождению протекционизма и смягчить противоречия между США и Европой.

Доверие к доллару как к стабильной международной валюте, базирующейся на фиксированном уровне по отношению к золоту, было потеряно. Страны ЕС приняли в феврале 1971 г. план Вернера, по которому предусматривалось поэтапное достижение полной взаимной обратимости валют стран ЕС на основе неизменных паритетов. Твердо фиксированные паритеты валют и узкие рамки колебания их курсов вокруг доллара (отклонения 1%) были нарушены в мае 1971 г. ФРГ и Нидерландами, которые ввели для своих валют «свободное плавание» [4]. Дания, Англия и Швейцария ревальвировали свои валюты.

В августе 1971 г. США объявили о прекращении размена долларов на золото и о введении «свободного плавания валют», что означало конец золотому стандарту. В условиях «массового бегства от долларов» Франция установила двойную котировку курса, при которой сохранялся заниженный фиксированный курс для коммерческих операций, стимулирующий экспорт, и устанавливался плавающий курс только по финансовым операциям.

Было принято Смитсоновское соглашение, по которому капиталистические страны должны были восстановить принцип фиксированных пределов колебаний валютных курсов. Страны группы «десяти» и Швейцария договорились о прекращении дальнейшего размещения

средств центральных банков на еврорынке. Доллар был девальвирован, и расширены пределы колебаний валют вокруг доллара до 2,25%. В апреле 1972 г. шесть стран ЕС (ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) приняли решение о «коллективном плавании» их валют по отношению к доллару в пределах 2,25% с сохранением узких пределов колебаний курсов их валют между собой до 1,125%. Такая система получила название «змея в туннеле». Смитсоновское соглашение просуществовало до июня 1972 г., когда Англия перешла к свободно колеблющемуся курсу. Большинство стран стерлинговой зоны разорвали связь своих валют с фунтом стерлингов.

В 1973 г. в ЕС вступили Англия, Ирландия, Дания и Норвегия. Целью ЕС стало создание единого таможенного союза, внутри которого обеспечивается свобода передвижения товаров и капиталов, а затем превращение его в экономическое и политическое объединение более высокого уровня, чтобы успешно конкурировать с США. Все капиталистические страны перешли к свободно колеблющимся курсам по отношению к доллару, что было юридически закреплено решениями Парижского совещания группы «десяти». Перестал существовать «туннель» с сохранением пределов взаимных колебаний курсов валют до 2,25%. В системе «змеи» из-за неустойчивости валютного положения отказались участвовать Великобритания, Италия и Ирландия. Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), предоставляющий кредиты странам-членам ЕЭС для погашения дефицита их платежных балансов и поддержки валютных курсов. Предоставление кредитов сопровождается требованиями к стране-дебитору принять меры по восстановлению платежного баланса. Краткосрочные кредиты, предоставленные Италии сроком на три месяца, были затем пролонгированы и консолидированы в среднесрочный кредит.

Наряду с долларом роль резервных валют стали выполнять марка ФРГ, швейцарский франк, иена и СПЗ. После двух девальваций доллара США с февраля 1973 г. 1 единица СПЗ приравнивалась к 1,2 долл., а с июля 1974 г. курс СПЗ определялся на основе валютной корзины, как средневзвешенный курс ведущих валют капиталистических стран, внешняя торговля которых составляла в 1968-1972 гг. в общем объеме мировой торговли не менее 1%. Для координации действий по мобилизации ресурсов и увеличения финансовых средств МВФ группа «десяти» уступила место группе «пяти», в состав которой вошли США, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония. Вскоре о проведении этих встреч стало известно, и состав группы расширился до группы «семи», куда вошли еще Италия и Канада.

Переход к плавающим валютным курсам вызвал появление новых форм фиктивного капитала. Получила развитие спекуляция на биржах США, Канады, Лондона, Сингапура, Сиднея финансовыми фьючерскими сделками по купле-продаже золота, валюты, сертификатов, векселей, облигаций, депозитов по фиксированной в момент сделки цене и с исполнением операции через два-три года с внесением в качестве гарантии небольшой суммы. Кроме того, на биржах США, Канады, Амстердама и Лондона стала развиваться спекуляция опционами (права на куплю или продажу) на акции, облигации, валюту и другие финансовые инструменты по заранее оговоренной цене и периода времени, позволяющими получить премии или потери от суммы, уплаченной за покупку опционами в зависимости от риска колебания цен и курсов. Помимо спекуляции, основная цель фьючерских и опционных сделок — развитие хеджирования (страхования).

После восстановления Западной Европой и Японией своих функции в качестве экспортеров капитала процесс транснационализации монополистического капитала получил дополнительный импульс к развитию. Мощным инструментом централизации капитала в межгосударственных масштабах служил еврорынок, оказывающий дезорганизующее влияние на национальные денежно-кредитные системы. В 1973 г. еврорынки достигли уже значительных размеров и евроэмиссии являлись важным источником финансирования для западной экономики. Появились еврокоммерческие векселя, оплата которых предусмотрена в евровалютах.

Благодаря развитию еврорынка возникли новые международные финансовые центры — Люксембург, Сингапур, Сянган (Гонконг), Панама, Багамские острова и др., деятельность которых освобождена от валютного контроля, и на получаемые доходы от процентов отменены налоги. Организационно еврорынок стал представлять собой несколько сотен крупных банков, расположенных в основных центрах Западной Европы и в тех странах, где не ограничиваются права банков по проведению операций в иностранных валютах с нерезидентами. По мере возникновения новых центров возникли ПИБОР в Париже, СИБОР в Сингапуре, КИБОР в Кувейте, ЛЮКСИБОР в Люксембурге и др., уровень ставок по которым имеет тенденцию к выравниванию. Поскольку Лондон, являясь первым финансовым центром евродолларового рынка, сохраняет ведущие позиции, то ЛИБОР принадлежит определяющая роль ставок еврорынка.

Заемщиками еврорынка стали транснациональные корпорации, финансирующие капитальные вложения в разных странах, и государства с дефицитными платежными балансами. Ведущие транснациональные банки с широкой сетью заграничных предприятий стали главными посредниками на еврорынке между транснациональными корпорациями, государствами и международными организациями, осуществив фактический его раздел. Со временем число финансовых групп, возглавляемых крупными банками либо холдинг-компаниями, разрабатывающими общую экономическую стратегию для входящих в них кредитно-банковских учреждений, промышленных, транспортных и других корпораций, уменьшается. Все большую роль в них играет финансовая олигархия — объединения наиболее влиятельных финансово-промышленных магнатов, являющихся крупнейшими собственниками капитала.

Решающие позиции финансовые группы заняли в экономике США (18 финансовых групп), Англии (8), ФРГ (5), Японии (7), Италии (6), Швейцарии (3), Нидерландах и Бельгии (2), Швеции и Дании (1 финансовая группа) [73]. Усиливается их сращивание с государством через фиктивный капитал, представленный в ценных бумагах, регулярно приносящих доход владельцам, и совершающих отличное от реального капитала движение на рынке ценных бумаг. Для послевоенного государственного бюджета развитых стран, придерживающихся доктрине кейнсианства, характерен дефицит и более высокие темпы роста государственного долга по сравнению с темпами развития экономики. Так как акции, выпускаемые предприятиями, косвенно связаны с ростом реального капитала, то в общем объеме фиктивного капитала увеличивается доля государственных ценных бумаг, займы по которым почти всегда используются непроизводительно, а проценты выплачиваются за счет налогов. Основными кредиторами финансовых групп являются государственные банки.

Государство стимулирует льготами экспорт корпораций и осуществляет милитаризацию экономики для утверждения господства в других странах. Их экспансия в развивающиеся страны, способствующая росту задолженности развивающихся стран и их удержания в мировой капиталистической системе, развернулась со второй половины 60-х гг. Комитет содействия развитию ОЭСР стал предоставлять развивающимся странам официальную помощь развития, представляющую собой дары, субсидии и льготные ссуды промышленно развитых государств и их специализированных национальных учреждений и международных организаций. Помощь предоставлялась на условиях обеспечения надежного доступа к источникам сырья, «связанных кредитов» для оплаты поставок конкретных товаров по ценам, которые могли быть выше мировых, и возможности влияния на экономическую стратегию в выгодном для страны-кредитора направлении. Иностранная помощь часто служит обогащению местной элиты. Тем самым были созданы благоприятные условия для деятельности транснациональных финансовых групп в стране-получателе и неоколониалистской политики развитых государств.

Помощь предоставляется как на двусторонней основе, так и через участие МБРР, МФК, получившего в 1961 г. право непосредственно

осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. В координации официальной помощи развитию участвуют Европейский фонд развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Центральноамериканский банк экономической интеграции, Африканский банк развития и другие международные экономические организации. Для разработки программ и координации официальной американской помощи развитию в составе Государственного департамента США было создано полуавтономное Управление международного развития, объединившее государственные институты, ведающие вопросами помощи. Помощь направляется туда, где, по мнению США, существуют их «особые интересы в области безопасности». Около 2/3 его средств предназначалось Египту и Израилю.

Для смягчения критики в адрес МБРР и США, как главного пайщика, в 1960 г. создается филиал МБРР — Международная ассоциация развития (MAP) для содействия экономическому развитию наименее развитых стран путем предоставления им льготных кредитов на 50 лет с комиссией в размере 0,75% годовых. Льготные кредиты выдаются в первую очередь странам, у которых ВВП на душу населения не более 650 долл. в год (позднее не менее 790 долл. в год). Кредиты MAP направляются в основном на развитие экономической и социальной инфраструктуры, поддержки единоличных сельских хозяйств в этих странах. Условием кредитования является поощрение экспорта товаров и капиталов из развитых государств.

В результате национально-освободительной борьбы страны Африки стали независимыми и потребовали прямого представительства в органах ЕС и значительного увеличения фонда ЕФР. В 1960 г. в рамках зоны французского франка КФА (африканского франка) была создана зона эмиссии Банка государств Центральной Африки с общими золотовалютными резервами и валютной политикой, контролируемой Францией. Другие страны Африки, входящие в зону французского франка КФА объединились в 1962 г. в западноафриканский валютный союз, валютная политика которого также находится под контролем Франции. Для французских колоний на Тихом океане Франция выпускала франк КФП (тихоокеанский франк). Расчеты заморских департаментов Франции с казначейством Франции стал осуществлять корреспондент банка Франции — Эмиссионный институт заморских департаментов. Конвенция 1962 г. об ассоциации африкано-малагасийских государствах с ЕС преследовала неоколониалистские цели по отмене таможенных пошлин на ввоз товаров из ЕС в Африку и устранению препятствий свободному переливу капиталов из Европы в ассоциированные страны и прибылей в обратном направлении.

Для противодействия диктату США и падению цен на мировом рынке в 1960 г. был создан Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), куда вошли Гватемала, Коста-Рика, Никарагуа. С этой же целью в 1961 г. стала действовать Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Задачами организаций стали: изменение дефицитного сальдо внешнеэкономического баланса, снижение таможенных пошлин между странами Латинской Америки и координация национальных программ развития. В 1964 г. был создан Таможенный и экономический союз Центральной Африки, куда вошли Габон, Камерун, Конго, Центральноафриканская республика и Чад с целью преодоления низкого уровня экономического развития за счет развития внутризональной торговли и уменьшения зависимости от развитых государств.

Исходя из интересов развивающихся стран, ООН разрабатывает принципы международных экономических стратегий. В 1964 г. была создана ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию для рассмотрения экономических, торговых и финансовых проблем в рамках организации, где не господствуют промышленно развитые страны. В ответ на это при Секретариате ГАТТ был учрежден специальный комитет, решающий более узкие вопросы по сравнению с ЮНКТАД. В 1966 г., благодаря добровольным взносам промышленно развитых стран, была создана Программа развития ООН (ПРООН) для финансирования и координации программ технической помощи.

Для увеличения концессионных отчислений и повышения цен на нефть в 1960 г. была создана организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), объединившая 13 развивающихся стран — экспортеров нефти. С 1968 г. целью ОПЕК является установление национального контроля над нефтяными ресурсами в интересах национальной экономики этих стран. Однако до 70-х гг. из-за хронического перепроизводства нефти страны добились мало успехов.

Сильные противоречия между странами-членами ЛАСТ, вызванные недостаточным развитием хозяйственных связей, феодальными пережитками и низкой производительностью труда, привели к тому, что в 1969 г. были образованы два блока ЛАСТ: «Андский пакт», куда вошли Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор и «Договор бассейна реки Ла-Плата», куда вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай и Уругвай. В соответствии с соглашением в Санто-Доминго в 1969 г. была создана система финансирования дефицитов платежных балансов стран ЛАСТ за счет согласованных сумм кредитов, предоставляемых каждым центральным банком — членом системы. Андская корпорация развития поставила своей задачей стимулирование экономической интеграции в субрегионе посредством распределения инвестиций. Впоследствии в нее вступила Венесуэла и выбыла Чили. Для финансирования дефицитов и стабилизации национальных валют Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР) в 1969 г. был создан Центральноамериканский фонд валютной стабилизации.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была основана в 1967 г. пятью странами — Индонезией, Малайзией, Таиландом, Сингапуром и Филиппинами с целью содействия стабильности в регионе и взаимной помощи. С 1977 г. существует совместный фонд стран-членов АСЕАН для предоставления друг другу краткосрочных ссуд.

В 1970 г. был создан Азиатский платежный союз Бангладеш, Индии, Ирана, Непала, Пакистана и Шри-Ланки в целях развития взаимной торговли между странами Азии и Тихого океана и ослабления зависимости региональных расчетов по торговым операциям от доллара и фунта стерлингов. Было принято решение о создании Азиатского резервного банка.

Бум американских инвестиций в Европе сменился в 70-х гг. усилением тенденции предоставления государственных займов и «помощи» из США, рассчитанных на длительные сроки, развивающимся странам. Расширили объем кредитования развивающихся стран и банки других развитых стран. Об этом свидетельствует отношение объема продукции, произведенной за пределами страны, к ВВП. Этот показатель увеличился за 60-70-е гг. в США в 3,7 раза, в Западной Европе — в 2,56, в Японии — в 11,8 раза [61]. В период 1967-1976 гг. задолженность развивающихся государств перед транснациональными банками США, Западной Европы и Японии выросла с 20% в 1967 г. до 40% в 1976 г. К 1970 г. внешняя задолженность развивающихся стран достигла 75 млрд. долл. при экспорте, равном 56 млрд. долл. По инициативе Африканского банка развития в 1970 г. была создана Международная компания по финансированию инвестиций и развития в Африке (СИФИДА) со штабом-квартирой в Женеве для стимулирования частных портфельных инвестиций в страны Африки.

Широкое использование частных кредитов развивающимися странами способствовало возникновению долгового кризиса. Кредитная экспансия с выкачиванием прибылей из развивающихся стран и превышение их внешней задолженности над экономическими возможностями по ее погашению привели к навязыванию многим заемщикам экономических стратегий, выгодных империалистическим государствам. Чтобы сдержать чрезмерный прилив иностранного капитала в страну и отлив национального капитала за границу, правительства развивающихся государств были вынуждены вводить валютные и кредитные ограничения, использовать планирование и развивать государственную собственность, не выходя за рамки капиталистического реформирования.

В 70-х гг. широко развернулось движение развивающихся стран за новый международный экономический порядок (НПЭМ), ликвидирующий несправедливость действия стихийных сил посредством создания межгосударственного механизма регулирования мирохозяйственных связей. В Программе действий НПЭМ были определены основные требования развивающихся стран: стабилизация положения на рынках сырья; увеличение экспорта готовой продукции из этих стран; передача современной технологии на льготных условиях; частичное списание задолженности; расширение сотрудничества развивающихся стран в целях ослабления их зависимости от промышленно развитых.

Переговоры по проблемам НПЭМ проводятся в рамках ООН, где важная роль принадлежит ЮНКТАД. Развивающиеся страны согласуют свои позиции в рамках группы «77», принявшей Декларацию и Программу НПЭМ в 1974 г. В седьмом «Токио раунде» (1973-1979) участвовали 60 развивающихся стран. Соглашение по среднему снижению таможенных пошлин на 25-30% было подписано лишь одной развивающейся страной — Аргентиной и распространялось лишь на подписавшие страны.

Группа «77» создала в 1971 г. группу «24» для реформирования валютно-финансовых отношений с целью увеличения роли СПЗ как международного ликвидного средства и введения гибкого режима валютных курсов. По ее инициативе развивающиеся страны — члены МВФ приняли меры для создания в 1974 г. вспомогательного комитета советов управляющих МБРР и МВФ — Комитета развития МБРР/МВФ, в функции которого входит расширение возможностей и облегчение условий привлечения внешних ресурсов развивающимся странам, особенно наиболее нуждающимся.

Из-за увеличивающейся задолженности развивающихся стран и усиления взаимозависимости национальных экономик в центре внимания научной общественности становится разработка концепции международной стратегии развития. В 1968 г. был основан Римский клуб, объединивший около 70 ученых в области экономики, кибернетики, математики, общественных и политических деятелей, руководителей крупных международных корпораций и фондов, финансирующих его исследования по прогнозированию будущего цивилизации в третьем тысячелетии в виде глобальных компьютерных моделей. Члены клуба считают, что корпорации через наднациональные органы управления могут управлять научно-техническим прогрессом для избежания глобальной катастрофы [73].

В докладе ученых Дж.Форрестера и Д.Медоуса была признана неизбежность глобальной катастрофы при сохранении существующих тенденций и развита идея социального пессимизма. Медоус предложил прекратить индустриализацию и выйти на нулевой рост со стабилизацией численности населения. Месаровичь и Пестель, исходя из неэффективности рыночного механизма, увидели угрозу будущему не в глобальной катастрофе, а в серии региональных кризисов, что определяет, по их мнению, необходимость в планировании экономики развивающихся государств для уменьшения их независимости.

Монополии развитых стран ориентировались на добычу сырья и нефти в развивающихся странах, низкие цены которых обеспечивали перекачивание прибылей и бурное развитие промышленно развитых стран. Это вело к усилению их ориентации на ввоз сырья и нефти из развивающихся стран и сворачиванию аналогичных производств. Страны ОПЕК, практически ликвидировав концессионную систему в 1973 г., смогли добиться контроля над ценообразованием. После четырехкратного увеличения цен на нефть на мировом капиталистическом рынке резко изменились текущие платежи и платежные балансы всех стран мира. Доходы стран ОПЕК выросли, их текущее положительное сальдо составило в 1973г. около 8 млрд. долл., а в 1974 г. около 60 млрд. долл [47].

В то же время страны-импортеры нефти имели большое отрицательное сальдо текущих операций. У стран ОЭСР в 1974г. оно составило 30 млрд. долл. против 10 млрд. долл. в 1973 г., а у развивающихся стран — 20 млрд. долл. против 6 млрд. долл. Льготным кредитованием развивающихся стран-импортеров нефти стали заниматься специально созданные арабские фонды и банки развития, широкое распространение получили арабские консорциумные банки. Усилилась роль внешнего финансирования в формировании кредитных ресурсов развивающихся стран через Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и др.

В 1974 г. при Африканском банке развития был создан Африканский фонд развития (АфБР) для льготного кредитования стран Африки. Наряду со странами Африки его членами являются развитые страны, Аргентина, Бразилия, Индия, Югославия, Южная Корея, Кувейт и некоторые другие арабские страны. Совместно с этим банком и Таможенным и экономическим союзом Центральной Африки был создан Банк развития государств Центральной Африки. В 1976 г. был создан Арабский валютный фонд с целью координации валютно-финансовой политики стран-членов ОПЕК, предоставления средств для покрытия дефицитов платежных балансов и поддержки стабильных курсов национальных валют.

Скачок цен на энергоносители поставил западную экономику перед необходимостью снижения энергопотребления и осуществления структурной перестройки производства для сохранения конкурентоспособности национальной экономики. Источником финансовых ресурсов не могло стать собственное производство, рентабельность которого в этот период падала из-за дополнительных выплат нефтедобывающим странам.

Помимо энергетического кризиса возник продовольственный кризис. Его причинами стали относительно низкие темпы роста сельскохозяйственного производства в развитых странах в 50-60-е гг., отставание темпов его роста в развивающихся странах от темпов роста населения и неурожаи в 1972-1974 гг. Повышение цен на продовольствие в пять раз на мировом рынке особенно ухудшило положение Японии, Великобритании и большинства развивающихся стран. Выиграли США, поскольку они являлись крупным экспортером сельскохозяйственных продуктов, но из-за роста цен на внутреннем рынке США ухудшилась платежеспособость американцев.

Таким образом, энергетический и продовольственный кризисы определили наступление самого тяжелого экономического кризиса в 1974-1975 гг. после кризиса перепроизводства 1929-1933 гг. Кризис вызвал глубокое падение производства на фоне усиливающейся инфляции, истоки которой лежали в накоплении огромных бюджетных дефицитов и практике монополистического ценообразования, когда все компании создают единые цены на одинаковую продукцию для получения высоких прибылей, ориентируясь на цены наиболее мощной компании, и в интересах сохранения прибылей предпочитают сокращать производство. Инфляция из умеренной или «ползучей» стала галопирующей. Если в 60-е гг. рост цен составлял 1,5% и оптовые цены росли более умеренно, чем розничные, то в 70-е гг. рост цен составил более 12%, причем рост оптовых цен опережал рост розничных. В результате замедлился рост рынка, уменьшилась прибыль, выросла безработица [73].

Соединение структурного кризиса с инфляцией вызвало резкое ухудшение в финансовой сфере, огромное число банкротств промышленных и торговых компаний, банков. До 1970 г. активные операции коммерческих банков США росли более медленными темпами, чем ВНП, что обеспечивало устойчивость национальной финансовой системы. Во время кризиса резко усилилось дефицитное финансирование и доля государственного долга в США по отношению к валовому национальному продукту выросла с 39% в 1970 г. до 56% в 1976 г.

Другие государства пытались сдерживать инфляцию путем сокращения государственных закупок промышленных товаров и удорожания кредита, что сокращало инвестиционные возможности компаний и увеличивало безработицу. Из-за неустойчивости валютного положения Франция дважды выходила из европейской валютной «змеи». Повышение ставок процента означало применение монетаристских рецептов борьбы с инфляцией. Так как дефляционная политика государств почти не затронула основной источник инфляции монополистическое ценообразование, то результатом ограничения совокупного спроса и роста безработицы стало не снижение инфляции, а усиление социально-экономической напряженности в государствах. Число безработных в первом полугодии 1975 г. в странах ОЭСР превысило 18 млн. человек, а число забастовок в 1975-1977 гг. превысило 100 тыс., участие в которых приняли более 150 млн. человек [73]. Для преодоления существенных региональных диспропорций и структурной безработицы, связанной с необходимостью переподготовки рабочей силы, в странах ЕС были созданы Европейский фонд регионального развития и Европейский фонд социального развития как составные части бюджета ЕС.

Первый нефтяной шок тяжело отразился на еврорынке. Обанкротился европейский банк «Херштат» в Германии, и испытали трудности некоторые американские и английские банки. Однако именно еврорынок предоставил основные инструменты для перекачки капиталов. [47]

МВФ призвал рециклировать нефтяные капиталы, чтобы использовать положительное сальдо одних стран для удовлетворения долгосрочных потребностей других. Учитывая истощимость нефтяных месторождений, большинство стран ОПЕК тратят основную часть доходов, получаемых от экспорта нефти на цели бюджета и инвестирования производства. Другую часть нефтедолларов страны ОПЕК предпочли не замораживать, а сохранять их в ликвидной форме в виде банковских депозитов, государственных облигаций, акций и облигаций корпораций для покупки недвижимости и предоставления через МВФ и МБРР, арабские фонды и банки развития кредитов развивающимся странам-импортерам нефти, не подвергая себя кредитным рискам. Выступив посредниками в рециклировании, мировые финансовые центры увеличили количество требований на страны-импортеры нефти. Если промышленно развитые страны сумели в относительно короткий срок восстановить равновесие платежных балансов, то задолженность развивающихся стран-импортеров нефти резко возросла с 32 млрд. долл. в 1973 г. до 100 млрд. долл. в конце 1977 г. [61].

Платежи за нефть, газ и их продукты не подлежали урегулированию в Азиатском клиринговом союзе, учрежденном в 1974 г. на базе Азиатского платежного союза, для облегчения платежей по текущим торговым сделкам на многосторонней основе и расширению внутрирегиональной торговли с использованием азиатской денежной единицы, равной 1 СПЗ.

Кризис 1974-1975 гг. поставил под сомнение кейнсианскую концепцию государственного регулирования и долларового стандарта. Для выхода из кризиса правительства использовали традиционные кейнсианские меры — увеличение государственных расходов, социальных выплат и др. Для ограничения прироста денежной массы были использованы рекомендации монетаристов, возродивших количественную теорию денег в середине 50-х гг. в Чикаго, где Фридменом была разработана наиболее популярная его версия. В развитых странах было установлено «таргетирование» — целевые ориентиры в виде «вилки» или определенных контрольных цифр, которым должны придерживаться центральные банки при проведении денежно-кредитной политики. Оно было введено в США и ФРГ в начале 70-х гг.; в Канаде — в 1975 г.; во Франции и Великобритании — в 1977 г.; в Японии — в 1978 г.

Но вместо ожидаемого устойчивого экономического роста получили инфляцию, застой производства с большой безработицей, государственный дефицит и международную нестабильность. Такое состояние экономики, при котором застой производства сочетается с большой безработицей и инфляцией, Самуэльсон назвал стагфляцией. В середине 70-х гг. ни одна партия, пользующаяся народной поддержкой в развитых странах, не имела решения проблем, стоящих перед экономикой. Антикризисные мероприятия, проводимые на основе кейнсианства, смешанного с монетаризмом, затрагивали лишь национальные экономики, а кризис выявил причины, кроящиеся в развитии мировой экономики и деятельности неподконтрольных государствам транснациональных монополий. В результате наметилась тенденция перехода к многовалютному стандарту, включающему валюты ведущих капиталистических стран, которая юридически была оформлена соглашением стран-членов МВФ в 1976 г. в Кингстоне (Ямайка).

Принципами ямайской валютной системы стали: демонетизация золота с отменой его официальной цены и золотых паритетов, хотя золото сохранило свою функцию в качестве ликвидного актива для приобретения резервных (ключевых) валют; базой валютной системы стали СПЗ, средневзвешенный курс которых исчисляется по методу валютной корзины определенного набора валют; помимо СПЗ разрешено устанавливать паритетные соотношения в любой валюте, кроме золота, т.е. узаконена тенденция к многовалютному стандарту. Измененный в 1978 г. устав МВФ узаконил режим плавающих валютных курсов, предоставив странам-членам относительную свободу выбора режима валютного курса. В целях валютной стабилизации и расширения масштабов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов было усилено межгосударственное валютное регулирование через МВФ и другие международные экономические организации.

Ямайская валютная система зафиксировала фактические международные валютные отношения, сложившиеся к середине 70-х гг. Желание проводить экономическую и валютную политику, не целиком подчиненную интересам США, должно было сопровождаться низложением доллара, лежащего в основе Бреттонвудской системы, и заменой его в функции мировых денег другой международной банковской валютой. Но так как рыночные курсы валют, на основе которых рассчитываются СПЗ, в свою очередь, определяются по отношению к доллару США, то развитие пошло в направлении к долларовому стандарту, который больше не должен был конвертироваться на золото по курсу 35 долл. за тройскую унцию. Такая трансформация международной валютной системы в систему долларового стандарта, при которой доллар был освобожден от его обязательной обратимости в золото, отвечала, прежде всего, интересам США, чей платежный баланс так и остался пассивным.

Для преодоления энергетического и продовольственного кризисов, а также необходимости защиты окружающей среды учеными Римского клуба были выдвинуты проекты социально-экономических реформ в развивающихся странах. В докладе Тинбергена (1976) было показано, что стоимость импорта стран Азии, Африки и Латинской Америки растет гораздо быстрее его физического объема, а отток из них финансовых средств в виде процентов за долги и прибылей иностранных корпораций поглощает примерно половину выделяемой им помощи и 1/3 экспортной выручки. Предложение Тинбергена решить валютные проблемы посредством перераспределения ресурсов в пользу развивающихся стран вызвало негативную оценку монополистических кругов и поддержку развивающихся стран. В докладе Ласло, сделанном в 1977 г., были сформулированы цели человечества на национальном, региональном, транснациональном и глобальном уровнях и показано, что попытки ослабить инфляцию, безработицу, периодические кризисы перепроизводства в рамках складывающегося международного экономического порядка ведут к глобальной катастрофе [73].

В противовес национальному суверенитету, направленному на преодоление экономической отсталости развивающихся государств и потому препятствующему проникновению иностранного капитала в их национальную экономику, транснациональный капитал выбрал концепцию функционального суверенитета, предполагающую передачу части экономических функций государств международным организациям, решения которых обязательны для всех. Идея разработки единых для человечества ценностей и либерализации экономики приобретает господствующие позиции.

Резюме

  • С ухудшением платежного баланса США, вызванного массовым вывозом частных капиталов, развивался еврорынок, получивший конкурентные преимущества по отношению к национальным финансовым рынкам, и «экспорт инфляции». Образовавшийся дефицит платежного баланса США, возраставшие долларовые резервы у центральных банков, часть из которых размещалась на еврорынке, и сокращавшийся американский золотой запас усугубляли кризис доверия к доллару. В 1961 -1962 гг. обращение доллара в золото стало практически нереально.
  • Было проведено множество мероприятий, чтобы не пересматривать «стоимость» доллара и фунта стерлингов. В 1961 г. был создан золотой пул США и западноевропейских стран для поддержки золотого паритета доллара. Либерализация валютного контроля в этих странах и экономическая политика США стимулировали развитие не регулируемого государствами рынка еврооблигаций, на котором выгодно стало получение долгосрочных кредитов. Лондонским банкам, устанавливающим на них среднюю ставку ЛИБОР, вернулась роль международного финансового центра.
  • Стратегию против политического и экономического господства США стала проводить Франция, произведшая массовый обмен долларовых запасов на золото и вышедшая из золотого пула. За этим последовала девальвация фунта стерлингов, поддержку которого осуществляли кредиты МВФ и «группы десяти. Мероприятия по оздоровлению платежного баланса Великобритании были сорваны из-за спекуляций золотом, так как за проблемой паритета фунта стерлингов к доллару стояла проблема паритета доллара по отношению к золоту. Организация объединенной защиты стоимости доллара по отношению к золоту позволила учредить специальные права заимствования (СПЗ) и избежать США краха системы в течение 60-х гг.
  • В то время как США предпринимали меры по ликвидации дефицита платежного баланса и поддержке золотого паритета доллара, усиливались позиции Западной Европы и Японии, осуществлявшими фордистское накопление для развития национальной экономики. К началу 70-х гг. образовались три центра экономических конкурентов — США, Западная Европа и Япония, причем США имели растущий дефицит с обесценивающимся долларом, а активные сальдо были у ФРГ и Японии. Протекционистские меры США в 1971 г. нарушили условия ГАТТ. После этого ФРГ и Нидерланды ввели для своих валют «свободное плавание». В августе 1971 г. США прекратили размен долларов на золото и объявили о введении «свободного плавания валют», что означало конец золотому стандарту. Доллар был девальвирован, были расширены фиксированные пределы колебаний валют вокруг доллара.
  • После вступления в ЕС Англии и других новых стран целью ЕС становится создание единого таможенного союза со свободным передвижением товаров и капиталов для успешной конкуренции с США и с блоком СЭВ. Все капиталистические страны осуществили переход к плавающим валютным курсам, что вызвало развитие спекуляции фьючерскими сделками и опционами на биржах США и некоторых других стран, развитие хеджирования. Наряду с долларом роль резервных валют стали выполнять марка ФРГ, швейцарский франк, иена и СПЗ, курс которой определялся на основе валютной корзины. Для координации действий в международной финансовой системе «группа десяти» уступила место «группе пяти», в состав которой вошли США, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония, а затем «группе семи», куда вошли еще Италия и Канада.
  • Рост процентных ставок в США, вызвавший «войну» процентных ставок, и снятие ограничений на европейских рынках капиталов ликвидировали конкурентные преимущества еврорынков. Однако восстановление Западной Европой и Японией своих функций в качестве экспортеров капитала, сделало еврорынок мощным инструментом транснационализации монополистического капитала и дезорганизации национальных денежно-кредитных систем. Распространение на еврорынке получили среднесрочные еврокредиты, предоставляемые консорциумами (синдикатами) банков, евроэмиссии, еврокоммерческие векселя. Возникли новые международные финансовые центры, свободные от контроля правительств и устанавливающие процентные ставки с ориентацией на ЛИБОР. Заемщиками еврорынка стали транснациональные корпорации, финансирующие капитальные вложения в разных странах, и государства с дефицитными платежными балансами. Со временем число финансовых групп уменьшается. В связи с более высокими темпами роста государственного долга по сравнению с темпами развития экономики все большую роль в экономической политике государств играет финансовая олигархия.
  • Государство стимулирует льготами экспорт корпораций и осуществляет милитаризацию экономики. В 70-х гг. бум американских инвестиций в Европе сменился их экспансией и других развитых стран в развивающиеся страны, что способствовало росту их задолженности и удержанию в системе капитализма. Помощь развивающимся странам предоставлялась на двусторонней основе и через участие международных экономических и финансовых институтов на условиях возможности влияния на их экономическую стратегию в выгодном для страны-кредитора направлении, что означало проведение неоколониалистской политики. Для уменьшения зависимости от развитых государств правительства развивающихся государств вводили валютные и кредитные ограничения, использовали планирование и развивали государственную собственность, объединялись в такие блоки, как Центральноамериканский общий рынок, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли с последующим образованием двух блоков — «Андского пакта» и «Договора бассейна реки Ла-Плата», Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатский платежный союз. Для ослабления зависимости развивающихся стран от промышленно развитых при ООН были созданы ЮНКТАД и ПРООН, развернулось движение развивающихся стран за новый международный экономический порядок (НПЭМ), создана «группа 24» по реформированию валютно-финансовых отношений. Организован Римский клуб по разработке концепции международной стратегии развития.
  • Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) добилась в начале 70-х гг. контроля над ценообразованием. Скачок цен на энергоносители вызвал в 1974-1975 гг. тяжелый экономический кризис с глубоким падением производства, галопирующей инфляцией, ростом безработицы и уменьшением прибылей в развитых странах. Антикризисные мероприятия, применяемые в развитых странах на основе кейнсианства, смешанного с монетаризмом, не смогли помочь им в выходе из кризиса. Основные инструменты для перекачки капиталов в пользу этих стран предоставил еврорынок. Мировые финансовые центры выступили посредниками в рециклировании нефтяных капиталов, чтобы использовать положительное сальдо одних стран для удовлетворения долгосрочных потребностей других. Быстрое восстановление равновесия платежных балансов промышленно развитых страны сопровождалось резким увеличением задолженности развивающихся стран-импортеров нефти.
  • Кризис 1974 — 1975 гг. выявил господство в капиталистическом мире транснациональных монополий, неподконтрольных государствам. В противовес национальному суверенитету транснациональный капитал выбрал концепцию функционального суверенитета, предполагающую передачу части экономических функций государств международным организациям. Идея разработки единых для человечества ценностей и либерализации экономики стала приобретать господствующие позиции. На этих идеях была оформлена ямайская валютная система, легализующая либеральный режим многовалютного стандарта с демонетизацией золота и с относительной свободой выбора режима национального валютного курса, но с усилением межгосударственного валютного регулирования через МВФ и другие международные экономические организации. Учитывая желания государств проводить независимую от США экономическую политику, базой валютной системы были объявлены СПЗ. Но так как СПЗ рассчитываются на основе рыночных курсов валют по отношению к доллару США, то развитие пошло в направлении к долларовому стандарту без его обратимости в золото, что отвечало прежде всего интересам США, платежный баланс которых так и остался пассивным.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Комментарии

Комментарий от Валентин 10 июня 2015 г.
  Нет конкретики для ответа на перезревающий вопрос: Что легче? Капитализму придать человеческое лицо, для работы частного капитала только на улучшение жизни создателей все моральных и материальных ценностей, или признав невозможность строить одно - полярный мир на базе социалистического курса развития?

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки