Главная / Государственные экономические стратегии / Раздел третий. Конкуренция экономических стратегии США и СССР после второй мировой войны/ Бреттон-Вудская валютно-кредитная система и восстановление конвертируемости валют стран Западной Европы

Раздел третий. Конкуренция экономических стратегии США и СССР после второй мировой войны




Ресторатор Павел Гаммер,расчет конструкции теплицы арочная поликарбонат,Коробки для хранения вещей купить в Москве,Юридические услуги поРФ. Опыт - летняя кухня купить недорого. КУХНИ от производителя.,мониторинг транспорта глонасс
Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Во время второй мировой войны в странах Западной Европы были созданы системы военной экономики с жестким контролем, охватывающим все отрасли экономики и финансы. Война разрушила производственный аппарат в европейских странах и сократила их финансовые резервы. Уровень производства в европейских странах и уровень доходов на душу населения упали ниже уровня 1938 г. В Польше, Германии, Италии падение достигло 40-65% от предвоенного уровня, причем Германия лишилась части территории. Потери, понесенные Францией, составили около 1000 млрд. франков. Внешний долг Англии, пострадавшей меньше других, вырос до 6 млрд. фунтов, а производительность труда упала на 30% [48]. После войны во всех европейских странах-участниках военных событий с разной степенью развивалась инфляция, что определило временный разрыв международных экономических связей и рост мировых цен на золото. За этот же период в США промышленное производство удвоилось, сельскохозяйственное производство выросло на 20%, почасовая производительность труда возросла на 25%. Уровень доходов на душу населения вырос меньше, чем рост производства в целом, так как темпы роста производства средств производства были выше темпов роста производства предметов потребления. Неравенство США и европейских стран усиливалось под воздействием ликвидации золотых запасов европейских стран. Золотой запас США увеличился за годы войны более чем в 1,5 раза и составил в 1949 г. более 70% мировых золотых запасов.

В то время как европейские страны испытывали трудности по восстановлению международного обмена, доля США в международном обмене возросла. В 1945 г. цена золота оставалась фиксированной на уровне 35 долл. за тройскую унцию, хотя доллар обесценился по сравнению с долларом 1938 г. более чем на 1/3, так как в соответствии с политикой регулируемых денег продолжался рост цен, рост государственных расходов и сокращение нормы покрытия золотыми сертификатами банкнотной эмиссии, определенной актом Гласса Стигалла, с 40% до 25%. Все это способствовало осуществлению широкой экспансии денежного и кредитного обращения.

Если до начала войны имел место приток иностранных капиталов в США, то потом стал преобладать государственный экспорт капиталов в воюющие страны, а общая сумма иностранных капиталов в США уменьшилась. Вначале экспорт капитала союзникам основывался на принципе «cash and carry», т.е. на основе предварительной оплаты товаров до их приобретения покупателем, а позднее на основе принципа «lend and lease», т.е. передачи материалов и вооружения взаймы и в аренду, что продолжалось до сентября 1945 г. Сумма операций по ленд-лизу составила 48 млрд. долл., а ввоз товаров из воюющих стран в США — 8 млрд. долл. [48].

США стали бесспорным политическим, экономическим и финансовым лидером в капиталистическом мире. Их соперничество с другой супердержавой — лидером социалистического мира СССР — становится ведущим противоречием послевоенной эпохи. Аля завоевания мирового господства не только в отраслях, находящихся в авангарде развития, но и в народных хозяйствах целых стран, экономической стратегией США становится рост экспорта капитала. При этом различие в нормах прибыли на капитал перестает быть главным стимулом для экспорта капитала. Государство в качестве экспортера капитала гарантирует интересы частных корпораций, которые могут пойти на временные убытки с целью удаления конкурента и завоевания рынка, что значительно увеличивает прирост прибылей и поступлений в США.

Эксперты стран США и Великобритании, заинтересованных в возобновлении международных экономических отношений, уже в 1941 г. вырабатывали принципы нового международного валютного порядка. При этом сразу были отвергнуты принципы золотого стандарта из-за его дефляционистских тенденций с падением цен и ростом безработицы. Был учтен и опыт 30-х гг. с нарастанием протекционистских мер и конкуренции, девальвации, направленных, по словам Джоан Робинсон, на разорение соседа [47]. Спад производства, безработица, беспорядочность валютных взаимоотношений и появление авторитарных режимов в Европе способствовали перерастанию кризиса во вторую мировую войну.

Принципы общей валютно-кредитной системы капиталистических стран были закреплены на Бреттон — Вудской конференции, созванной США 1 июля 1944 г. Так как конференция проходила до окончания войны, то на ней господствовали идеи экономистов США и Великобритании, обосновывающих необходимость для процветания в мире свободного движения товаров и капиталов, но уже не на базе автоматизма золотого стандарта, а с использованием более гибкой валютной системы, адаптирующейся к изменяющимся экономическим условиям.

На конференции были представлены два плана, опубликованные в 1943 г.: английский план, разработанный Кейнсом, и американский план, разработанный Байтом. Оба плана базировались на принципах либерализации движения товаров и капиталов, равновесия платежей и стабильности валютных курсов, замены золотого стандарта золотовалютным стандартом, предусматривали расширение зон обратимости валют и координацию действий капиталистических стран с различными системами взаимопомощи, а также создание международной валютной организации, обеспечивающей контроль и реализацию механизмов валютного сотрудничества, с созданием в перспективе мирового правительства.

Отличия планов определялись разными стартовыми условиями Великобритании и США. Кейнс исходил из английской практики регулируемых денег, согласно которой валютно-денежная политика страны служит прежде всего национальному экономическому развитию для избежания дефляции. Для уменьшения влияния внешних валютных ограничений на национальную экономическую политику он предлагал широко использовать международную помощь, девальвацию и введение временного валютного контроля для стран с отрицательным сальдо, а для стран с положительным сальдо — ревальвацию и развитие внутреннего кредита. С этой целью он предложил создать Международный клиринговый союз, которому центральные банки после взаимного кредитования переводили бы дебетовое или кредитовое сальдо, что упрощало бы расчеты между ними и давало бы возможность союзу одалживать банкам-дебиторам средства в пределах квоты, пропорциональной объему внешней торговли их стран. Для осуществления расчетов и определения валютных курсов предлагалось учредить расчетные деньги — банкоры, заменяющие золото и все остальные международные средства ликвидности. В зависимости от потребностей страны и по согласованию с союзом возможно гибкое регулирование валютного курса.

Гораздо проще был план Уайта, который исходил из американской практики и интересов США, владевших более чем 70% мировых запасов золота. Этот план предусматривал создание Международного фонда стабилизации в виде общей кассы, в который всеми странами-участницами фонда вносятся определенные взносы, предоставляемые затем нуждающимся странам в ограниченных пределах и на определенных условиях. Международной валютой должен был стать унитас, по отношению к которому жестко фиксировались валютные паритеты национальных валют. Так как унитас, в свою очередь, жестко фиксировался по отношению к золоту, а цена золота в долларах фиксировалась казначейством США, то мировыми деньгами по этому плану становился фактически доллар. Странам со слабой валютой рекомендовалось не использовать валютный контроль с перекладыванием бремени упорядочения на США, а принимать меры во внутренней экономической политике. У стран с положительным сальдо не было никаких обязательств. План не допускал создания конкурирующего с США мирового правительства.

Конференция в Бреттон-Вудсе, направляемая американским казначейством США, приняла, по сути, план Уайта, несмотря на жесткое сопротивление Кейнса. Согласно соглашениям, подписанным государствами, международная валютная система стала основываться на договоре, что делало ее регулируемой. Так как эта конференция была валютно-финансовой конференцией ООН, то в числе 44 государств, подписавших хартию ООН, был и СССР, который после разногласий с США не ратифицировал соглашения.

Бреттон-Вудские соглашения предусматривали создание Международного валютного фонда для контроля за функционированием стабильной валютной системы, Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для финансирования инвестиций по восстановлению экономики европейских стран и в бывших колониях, а также Международной торговой организации по надзору за ограничениями в торговле. Целями такой организации международных экономических отношений были объявлены достижение стабильности и многосторонности в торговле для поддержания повышенных уровней занятости, реального дохода и развития производственных ресурсов, устойчивости валютных курсов и обратимости валют с постепенной отменой валютных ограничений; предотвращение девальвации с целью валютного демпинга.

Согласно статье 1 Устава МВФ, каждая страна обязана установить фиксированный паритет по отношению к золоту либо непосредственно, либо по отношению к доллару, обмениваемого по курсу 35 долл. за тройскую унцию золота, гарантировать по установленному паритету конвертируемость валюты в золото и поддерживать на валютных рынках курс валюты с максимальным отклонением от паритета в 1%. Так как валютные паритеты были выражены в долларах и золоте, то тем самым установился золото-долларовый стандарт. Лишь США, обладая 70% мировых золотых запасов, могли гарантировать конвертируемость доллара в золото, остальные страны из-за недостаточности золотых резервов, соблюдали конвертируемость валюты на валютных рынках путем создания валютных резервов в иностранных валютах. Золото оставалось счетной основой и средством создания резервов. На практике Центральному банку было выгодней создавать резервы в долларах, поскольку общий запас золота зависел от его мирового производства. Кроме того, хранение долларов давало возможность получать проценты. Поэтому режим золотодолларового стандарта постепенно, отклонялся к долларовому стандарту.

Для стран Британского Содружества в качестве резервной валюты мог использоваться фунт стерлингов, а для государств зоны французского франка — франк. В этом смысле режим Бреттон-Вудской системы именуют золотовалютным. Банк Англии и Банк Франции обеспечивали фиксированный паритет своих валют посредством интервенций на валютных рынках.

Впервые в международной валютно-кредитной системе появился международный депозитарий золота и девиз — МВФ, являющийся акционерным обществом. Вес каждой страны в принятии решений зависит от величины участия в капитале фонда. Для каждой страны определена квота, фиксирующая величину подписки в фонде и количество располагаемых в нем голосов. Решающая власть в МВФ принадлежит США и Великобритании, квоты которых были определены в размере 3175 млн. долл. и 1300 млн. долл. соответственно. Квота СССР была установлена в 1200 млн. долл., а квота Франции составила 450 млн. долл.

Задачи МВФ состоят в контроле за стабильностью валютного обмена и экономической политикой стран-членов, в предоставлении финансовых ресурсов для восстановления равновесия платежей при условии проведения должниками рекомендуемой экономической политики. Операциями фонда являются покупка и продажа девиз, предоставление краткосрочных займов нуждающимся странам для избежания их временных валютных затруднений с учетом квот в МВФ, согласование со странами паритетного курса национальных валют по отношению к доллару США и поддержка этого курса, не допуская отклонений более чем на 1%. В случае устойчивых и серьезных расхождений между уровнем внутренних и мировых цен допускалась девальвация национальной валюты. При изменении паритета не более чем на 10% достаточно было лишь проинформировать фонд. Если изменение было больше, то требовалось получить одобрение МВФ, который в случае грубых нарушений равновесия давал свое согласие на девальвацию.

Основная цель МБРР, начавшего функционировать в 1946 г., — аккумулирование бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов американских инвесторов для предоставления долгосрочных займов и кредитов странам-участникам МВФ с гарантиями центральных банков стран, делавших долги, для частных инвестиций. На первых порах МБРР должен был стимулировать частные инвестиции в восстановление экономики западноевропейских государств. Тем самым он содействовал распространению влияния американского капитала там, куда направлялись его инвестиции.

В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) для обеспечения свободного обмена товарами при помощи снижения тарифных барьеров и сокращения практики контингентирования. В ГАТТ было предусмотрено, что каждая страна предоставляет таможенные льготы для стран, включенных в специальные списки на принципах многосторонности, как это происходило бы на основе двусторонних соглашений.

Для финансовой стабилизации во многих странах континентальной Европы, где из-за иностранной оккупации было много разрушений, имела место эмиссия оккупационных денег и сильно развивалась инфляция, потребовалось проведение дефляционных мер с использованием обмена денег. Его цель состояла в сокращении денег в обращении посредством удаления из обращения «лишних» денег, выпущенных в обращение, но фактически не обращавшихся, т.е. спрятанных, уничтоженных и вывезенных неприятелем, и в восстановлении единой денежной единицы, изымая из обращения различные виды денег. Таким образом наносился удар по изменникам Родины и спекулянтам. Обмен денег проводился внезапно, и сумма денег, разрешенная для обмена одному предъявителю, ограничивалась, а банковские счета блокировались.

Раньше всех денежную реформу (ноябрь 1944) провела Бельгия. Обмен денежных знаков был ограничен максимумом в 5900 франков на одного жителя. Была установлена свободная квота для банковских депозитов, равная общей сумме вкладов перед войной, или 10% от суммы вклада по состоянию на 8 октября 1944 г. Остальная часть денежных знаков и депозитов замораживалась, причем 40% знаков и депозитов временно замораживались до улучшения экономической ситуации в стране, а остальные 60% подлежали конверсии в государственный долг. При этом был объявлен выпуск займа «освобождение». Были введены чрезвычайные налоги на прибыли, полученные в результате сотрудничества с врагом, на военные сверхприбыли и на капитал. Установлена обязательность декларирования авуаров в золоте и иностранных платежных средствах. Обмены денег были осуществлены в 1945 г. во Франции, Голландии, Дании и Норвегии; в 1946 г. — в Греции и Японии; в 1947 г. — в Австрии. В Италии, несмотря на требования большинства граждан, обмена денежных знаков не было. В Западной Германии в 1948 г. был произведен дифференцированно ограниченный для физических и юридических лиц всеобщий обмен денежных знаков, по которому старая рейхсмарка заменялась новой немецкой маркой, равной 10 имперским маркам, курс которой был зафиксирован на уровне 4,2 марки за 1 долл.

Под давлением демократических сил в ряде стран Западной Европы была проведена национализация целых отраслей экономики и банков. Во Франции была проведена национализация угольной промышленности, электроэнергетики, некоторых крупных фирм, Банка Франции и 4 крупнейших депозитных банков. Акционерный капитал банков был передан государственному казначейству. Акционеры Банка Франции взамен получили государственные 3%-ные облигации, а акционеры депозитных банков — облигации, приносящие ежегодный доход не ниже дивидендов 1944 г. В Англии была национализирована добыча угля и газа, электроэнергетика, черная металлургия, внутренний транспорт, воздушный флот и Английский банк с выкупом акций у их владельцев, которые перешли в портфель реальных ценных бумаг казначейства. Держателям акций банка была предоставлена компенсация в форме государственных облигаций. Закон установил нормы, по которым казначейство в соответствии с государственными приоритетами могло давать директивы банку и определять через него поведение всей банковской системы. Национализация банков, изменив формы собственности, не изменила сущности денежно-кредитной политики — политики регулируемых денег, в которой поведение денег зависит от экономического положения государства и от проводимой им политики по недопущению падения цен и стремительной инфляции.

После обмена денег возобновилась экспансия денег в связи с проведением государствами активной финансовой политики. Ее теоретической базой становится кейнсианская теория государственных финансов, разработанная последователями Кейнса в Великобритании и США — Д.Хиксом, А.Хансеном, П.Самуэльсоном, А.Лернером и др. [61].

Согласно теории, главной причиной кризиса, выражающегося в недогрузке производственных мощностей, неполной занятости и падении цен, в условиях отсутствия автоматического саморегулирования экономики является нехватка платежеспособного спроса. Функцию стабилизации и повышения темпов экономического роста выполняет государство, воздействуя на совокупный общественный спрос и изменяя тем самым предложение. Таким образом, обмен денег и национализация банков еще не означает изменения денежного режима в существенных характеристиках.

Как было показано в разделе 2.5, ключевыми переменными по Кейнсу, определяющими уровень национального производства и занятость, являются предельная эффективность капитала, склонность к потреблению, количество денег в обращении, норма процента, номинальная заработная плата. Изменяя количество денег, выпускаемых в обращение, государство влияет тем самым на уровень процентной ставки и стимулирует капитальные вложения. Таким образом, эмиссия дополнительных платежных средств, понижая процентную ставку, делает выгодным капиталовложения и, следовательно, совокупный спрос будет расти. Наоборот, сжатие денежной массы, повышая процентную ставку, делает невыгодным капиталовложения и сокращает спрос. Последнее рекомендуется проводить в периоды оживления и подъема экономики.

Учитывая опыт 30-х гг., когда в условиях глубокой депрессии учетная ставка может стать нечувствительной к росту денежной массы, т.е. имеет место «ликвидная ловушка», последователями Кейнса было предложено активизировать государственную финансовую политику посредством расширения расходов государственного бюджета для компенсации нехватки частных капиталов и уменьшения государственных налогов путем создания дополнительного текущего спроса. Наоборот, при высокой конъюнктуре рекомендуется увеличивать налоги и уменьшать расходы для сдерживания спроса.

Неокейнсианская школа, представителями которой являются Харрод, Робинсон и др., сосредоточили свое внимание на проблемах экономического роста для обеспечения победы в экономическом соревновании со странами социализма. Харрод выступил с теорией сбалансированного роста, основным фактором которого он считает инвестиции. Робинсон как представитель левого неокейнсианства обосновывала необходимость обеспечения постоянства доли заработной платы и прибыли в национальном доходе, чтобы не допустить кризиса неплатежеспособности. Широкое развитие в послевоенном периоде получили экономико-математические исследования по созданию «программирующих» моделей развития народного хозяйства [73].

Таким образом, исходя из стабилизирующей роли бюджета и легализуя бюджетный дефицит, кейнсианская теория государственных финансов меньше уделяла внимание его традиционным фискальным и структурным целям, отрицая догмат классической теории о необходимости сбалансированного бюджета для «здоровых» финансов. С легализацией бюджетного дефицита появилась проблема накопления государственного долга, но теория предполагала, что достигнутый, благодаря бюджетному дефициту, рост не превратит долг в опасное бремя и инфляция будет контролируемой. Другая серьезная проблема состояла в учете влияния международной валютно-финансовой системы, ограничивающей возможности проведения государством независимой активной финансовой политики, так как обменный курс валюты, основанный на режиме меняющихся цен на золото, был связан с долларом и устанавливался на основе соглашений в Бреттон-Вудсе.

Разрушение производительного капитала и неудовлетворенный спрос на предметы потребления оказались намного значительней, чем. это было после первой мировой войны. Поэтому и фаза подъема по восстановлению экономики с использованием сделанных во время войны научно-технических открытий, вызывающих рост спроса на производственные инвестиции, была более длительной. Сохранялся интенсивный спрос и на доллары, которые должны были обеспечить приобретение американских товаров для восстановления.

До восстановления экономики западноевропейских стран и Японии их развитие, как и развитие стран «третьего мира», предполагало внешнее финансирование. Так как холодная война практически ликвидировала их торговлю со странами с централизованной экономикой, то основную роль в финансировании этих стран играли США. За счет американских налогоплательщиков казначейство США приобретало товары на месте их нахождения и затем передавало их стране в соответствии с установленной конгрессом США квотой в долларах для оказания ей помощи. Страна, получающая помощь, переводила сумму, эквивалентную стоимости товара, в специальный фонд, который должен был служить для организации общественных работ и финансирования других государственных расходов, в частности военных, с учетом предъявляемых военно-политических требований США. Так как предоставление бесплатных товаров и военных излишков с оплатой в национальной валюте не могли решить проблему долларового голода, то США предоставляли европейским странам государственные и частные займы. Все это было выгодно США, иначе выросший за годы войны производственный аппарат оказался бы избыточным, что вызвало бы кризис перепроизводства.

Большая помощь была предоставлена США по двусторонним соглашениям с отдельными европейскими странами, в форме помощи по плану Маршалла (1948-1952) и еще позднее в форме военной помощи. С 1945 по 1956 г. США предоставили более чем на 45 млрд. долл. даров и на 12 млрд. долл. займов, а частные инвестиции составили около 7 млрд. долл. [48].

По плану Маршалла была предоставлена помощь из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов 16 капиталистическим государствам. На основании акта об экономическом сотрудничестве от 1948 г. была создана американская организация — Администрация экономического сотрудничества и Программа европейского восстановления. Распределение помощи осуществлялось Администрацией экономического сотрудничества, возглавляемой крупными американскими финансистами и политическими деятелями. Помощь составила около 17 млрд. долл., из которых около 60% получили Великобритания, Франция, Италия и Германия. Эти суммы отражались в специальных депозитах казначейств.

По этим соглашениям страны-участницы обязаны были развивать свободное предпринимательство, обеспечивать благоприятные условия для экспорта товаров и частных инвестиций из США, поставлять дефицитные товары в США и предоставлять свободный доступ к их источникам сырья для США, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, обеспечивать финансовую стабильность, сообщать информацию США по их экономике, создавать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате помощи, получаемой из США и контролируемой США.

Для реализации целей плана Маршалла были созданы европейские организации стран-участниц — Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), цель которой состояла в содействии экономическому развитию стран-членов, и Европейский платежный союз (ЕПС), цель которого заключалась в либерализации взаимной торговли стран-участниц и в восстановлении обратимости валют. Для преодолении затяжной и тяжелой неуравновешенности платежного баланса рекомендовалась отмена контроля за валютным курсом путем сближения официального курса с реальным рыночным обменным курсом и содействие многосторонним системам урегулирования платежных расчетов. Сальдо расчетов между странами-членами ЕПС ежемесячно выводил Банк международных расчетов. Задолженность не могла превышать определенную квоту, погашаемую кредитом ЕПС. Превышение ее страна-заемщик должна была оплатить в золоте или долларах [73].

Так как потребность в стимулировании безвозмездного экспорта капитала из США оставалась и после 1952 г., то появились новые учреждения, осуществлявшие распределение экспорта капиталов для военных целей или в форме продажи излишков. Благодаря помощи, предоставленной США, жесткой экономии и сотрудничеству друг с другом, Западная Европа смогла восстановить экономику в течение десятилетия после войны. В результате всех видов помощи государственный экспорт капитала из США за период 1945-1955 гг. достиг стоимости 45 млрд. долл., включая 4,5 млрд. долл. займов Экспортно-импортного банка [48].

В процессе восстановления экономики западноевропейских стран большую помощь оказывали международные экономические организации. В рамках МВФ были приняты специальные соглашения о резервных и взаимных кредитах для разрешения возникавших проблем взаимных платежей. С 1952 г. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для импорта определенной продукции и на определенный срок в форме «Stand by arrangements», которые становились вспомогательными валютными резервами этих стран. В процессе восстановления экономики Западной Европы активно участвовали МБРР, предоставивший 2 млрд. долл. европейским странам, и ГАТТ, который за период 1947-1954 гг. провел 4 раунда по взаимному сокращению таможенных пошлин.

В восстановлении экономики европейских стран в течение десятилетия после войны большую роль сыграли их собственные усилия.

В Великобритании с 1945 по 1951 г. проводилась политика жесткой экономии с низкими процентными ставками по кредитам и по доходности государственных ценных бумаг. Правительство искало пути к координации инвестиций, импорта, цен и т.д. с тем, чтобы поддержать спрос в рамках лимитов наличных ресурсов. Это осуществлялось на основании рекомендаций Экономического отдела кабинета министров и группы планирования казначейства. Экспансия денег в Великобритании, не проводившей обмен денег, привела к большому росту в ней цен и большому дефициту платежного баланса. Не желая проводить политику дефляции, ведущую к сокращению фидуциарного обращения и к падению цен, для восстановления равновесия платежного баланса Великобритания предпочла путь последовательных девальваций по отношению к доллару. В 1949 г. курс фунта стерлингов упал с 4 долл. до 2,8 долл. [79].

Война в Корее в 1950 г. и Суэцкая экспедиция 1956 г. ухудшили состояние платежного баланса Великобритании, что заставило английское правительство ввести валютные ограничения, сузившие возможности банков для кредитования нерезидентов фунтами стерлингов.

Во Франции, отказавшейся от проведения жесткой денежно-кредитной политики, получило развитие дирижистское и социальное управление экономикой с использованием индикативного планирования или системы программирования. Экономическое программирование получило широкое применение в Нидерландах, Норвегии и Японии. В 50-х гг., в особенности 60-х, оно получает применение в Великобритании, Швеции, Бельгии, Италии, ФРГ и других западноевропейских странах. Развитию программирования экономики государств способствовала национализация многих отраслей народного хозяйства, огромное количество ресурсов, мобилизуемых государственным бюджетом, и приоритет долговременных стратегических задач для утверждения конкурентоспособности государств. Помимо прямых инвестиций по реализации программ, государственная власть использует фискальное и денежно-кредитное стимулирование выполнения программ. Разработка программ осуществляется специальными плановыми органами. Развитие получают национальное счетоводство и межотраслевой баланс, использующие балансовые методы. СССР [73].

В программе развития экономики Франции в 1947 г. главной целью было развитие энергетической базы и черной металлургии; в 1954-1957 гг. — общее обновление производственного потенциала; в 1958-1961 гг. — развитие машиностроения и электроники. Желание быстро реализовать цели программирования имело следствием инфляцию и внешний дефицит. Золотой запас, укрытый за пределами Франции, в 1800 т упал до менее 50 т в 1947 г. [47]. Обесценение франка на 45% состоялось в 1947 г., в 1949 г. опять была произведена его девальвация.

В 50-х гг. давление на государственный бюджет оказывала «холодная война» и колониальные войны. Развитие войны в Алжире нарушило и ухудшило платежный баланс Франции, что вызвало усиление в 1957 г. протекционистских мер, установление дифференцированных валютных курсов франка, рост внешней задолженности. До 1958 г. в экономической политике Франции использовались: валютный контроль с обязательной сдачей валюты государству и с ограничением движения золота и капиталов, контингентирование, лицензирование и другие средства ограничения импорта, а также субсидирование экспорта. В 1958 г. под руководством генерала до Голля был принят план финансового оздоровления [25].Согласно этому плану финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счет выпуска долгосрочных облигаций. Был либерализован обмен, восстановлена конвертируемость франка для нерезидентов и произведена в конце года девальвация франка. Все эти меры позволили восстановить платежный баланс. Франк 1958 г. составил 1/13 часть франка 1938 г. [47]

В ФРГ проведенная в 1948 г. денежная реформа лишила широкие слои населения ФРГ почти всех их сбережений, но не тронула капиталы капиталистических компаний. Отмена замораживания цен при сохранении замораживания заработной платы и последующий рост цен обеспечили быструю концентрацию капиталов у монополистов. Господствующей доктриной в экономических преобразованиях ФРГ становится неолиберализм Оукена, согласно которому все экономические системы в истории человечества делятся на рыночное и центрально управляемое (система фараонов, социализм, фашистская экономика и др.) и базирующаяся на нем концепция «социально-рыночного хозяйства» Эрхарда.

Важную роль в восстановлении экономики ФРГ играли крупные инвестиции государственных предприятий, доля которых в послевоенной экономике увеличилась на 1/3 [20]. С помощью государства осуществлялось перераспределение прибыли всех фирм в пользу приоритетных отраслей тяжелой промышленности и энергетики. Для этого, в соответствии с принятым в 1952 г. законом об инвестиционной помощи, все промышленные предприятия, за исключением предприятий приоритетных отраслей и государственных предприятий, должны были делать отчисления в специальный фонд, средства которого ушли в распоряжение крупных предприятий в ущерб интересам средних и мелких предпринимателей. Кроме того, были разрешены высокие нормы амортизационных отчислений для освобождения части прибыли от налогов. Так как накопление капитала требовало увеличения занятости, то для обеспечения притока рабочей силы в промышленные центры была осуществлена обширная программа жилищного строительства. Доля валовых инвестиций в совокупном продукте превысила 20% в 1954 г.

Высокие темпы инвестиций, концентрации капитала в руках монополистов позволили быстро осуществить обновление производственного аппарата и структурные преобразования в пользу таких отраслей обрабатывающей промышленности, как производство станков, автомашин, электротехнической промышленности, химии. Все это определило конкурентные преимущества ФРГ по сравнению с Великобританией и Францией.

Понимая, что научно-техническая революция является условием сохранения конкурентных преимуществ и получения высоких прибылей, она стала лейтмотивом государственно-монополистического развития ФРГ. Однако развернувшаяся научно-техническая революция привела к глубоким структурным изменениям в производстве, что требовало крупных затрат на развитие новых отраслей и решение социальных проблем. Оказывая большую поддержку структурным преобразованиям экономики, государство с 1956 г. стало увеличивать расходы на военные цели. Все это сказалось на темпах роста. Прирост промышленной продукции, составлявший в среднем 20% в 1949-1955 гг., снизился до 7% в 1956-1961 гг.

Страны Западной Европы, объединенные в ОЕЭС, двигались по пути экономической интеграции. Они приняли необходимые меры для развития торговых связей и их либерализации, восстановления платежных балансов и конвертируемости валют. За этот период либерализация торговли и валютного режима значительно продвинулась вперед, но контингентирование, лицензирование, таможенные пошлины и другие преграды сохранились, особенно, в торговле многими сельскохозяйственными продуктами и промышленными изделиями, производимыми монополиями.

Еще в 1951 г. шесть стран Западной Европы, выбравшие путь экономической интеграции, — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды — создали Европейское объединение угля и ста

ли, что стало основой создания в 1957 г. более тесного экономического союза Европейского экономического сообщества (ЕС). Цель сообщества состояла в более тесной координации текущей и долгосрочной экономической политики западных государств по пути к созданию регионального сверхгосударства типа конфедерации и федерации, способного конкурировать со странами социализма в Восточной Европе и с монополистическим капиталом США, захватившем доминирующие позиции на мировом рынке.

Предусматривалось постепенное уменьшение пошлин на промышленную продукцию во взаимной торговле шести стран. В ЕС были созданы Европейский парламент, Совет ЕС из министров ведущих отраслей государств, Комиссия ЕС для текущей реализации решений, Суд для разрешения споров в связи с нарушениями Римского договора, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), задачей которого являлось содействие развитию отсталых стран-членов ЕС и реализации совместных проектов стран-членов ЕС. Образование и развитие ЕС имело большое значение, так как усилило позиции европейских стран, имевших вместе 16% голосов в МВФ.

Помимо ЕИБ, к межгосударственным фондам ЕС относятся бюджет ЕС, бюджеты Европейского объединения угля и стали и Европейского объединения по атомной энергии. На бюджет ЕС, формируемого за счет взносов стран-членов пропорционально их удельным весам в валовом национальном продукте Сообщества, приходится более 80% всех централизованных ресурсов ЕС [61].

В 1958 г. в связи с введением обратимости западноевропейских валют ОЕЭС была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а вместо ЕПС вступило в силу Европейское валютное соглашение (ЕВС), сохранявшее механизм многостороннего зачета взаимных претензий центральных банков и выведение сальдо для каждой страны в Банке международных расчетов, но теперь вся задолженность должна была погашаться долларами без автоматического погашения ее части. Для кредита нужна была санкция ОЭСР. За счет основного капитала ЕПС и взносов государств был создан Европейский валютный фонд (ЕВФ), предоставлявший небольшие краткосрочные кредиты при условии проведения странами-заемщиками ограничительной денежно-кредитной и финансовой политики.

Развитие централизованных расчетов сдерживалось тем, что страны — должники предпочитали осуществлять международные расчеты на двусторонней основе путем покупки валюты на рынке, нежели, как было принято в рамках ЕВС, по высшему курсу страны-кредитора. Между центральными банками стали заключаться соглашения о взаимных (swap) кредитах, по которым любая из сторон могла конвертировать свою валюту в валюту второй страны, а по истечении срока кредита операция повторялась в обратную сторону, но по тому же обменному курсу

Хроническая несбалансированность расчетов между странами ЕПС способствовала образованию постоянных кредиторов — ФРГ, Бельгии, Голландии, Швейцарии и должников — Франции и Великобритании, что привело к перераспределению золотодолларовых резервов в пользу ФРГ и других стран с активным сальдо платежного баланса. Такой ход событий определял необходимость проведения официальных девальваций валют во Франции и Великобритании по отношению к доллару. После введения в 1958 г. обратимости в долларах франка и фунта стерлингов в европейских странах была достигнута почти полная свобода движения денег и значительно были смягчены ограничения, налагаемые на движение капиталов. В марте 1961 г. немецкая марка была ревальвирована по отношению к доллару на 5%.

До 1958 г. доллар, являясь международным ликвидным средством, еще не стал резервной валютой и занимал незначительную долю в структуре золотовалютных резервов. Имевший место дефицит платежного баланса США из-за войны в Корее и Суэцкого кризиса, кроме 1957 г., не подорвал доверия к доллару. Центральные банки аккумулировали приток долларов, не обращая их в золото, и казначейству США не приходилось покрывать золотом больше 10% дефицита платежного баланса. Но после 1958 г. характер дефицита платежного баланса США изменился [57].

Восстановление европейской промышленности сокращало ввоз товаров из США, что компенсировалось уменьшением помощи из США. Кроме того, завышенные цены на сталь на внутреннем рынке США обусловили переключение отраслей на импорт иностранной стали, а экспорт продукции американских металлообрабатывающих предприятий оставался на месте. Для США стали характерны низкие темпы экономического роста, рост безработицы и высокий уровень дефицита платежного баланса, выросшего с 1 млрд. долл. в середине 50-х гг. до 3 млрд. долл. в 1958 г [48].

Все это подрывало доверие к доллару. Так как в условиях Бреттон-Вудской системы восстановление равновесия платежного баланса США было невозможно осуществить через девальвацию доллара, как это могли позволить другие страны, то дефицит платежного баланса США означал экспорт принимаемых повсюду обесцененных долларов, ставших основой международной денежной ликвидности.

Благодаря обратимости западноевропейских валют и либерализации экономической политики в Европе и Японии, наряду с продолжением помощи из США, получает развитие массовый вывоз частных капиталов, стимулируемый более высокими процентными ставками нуждавшимися в кредитах европейскими странами. Этот процесс поощрялся экономической политикой США, поскольку ставки по кредитам были значительно выше вознаграждений по депозитам американских банков [47]. Доллары превратились в евродоллары посредством их депонирования в иностранном банке, который использует их для кредитных операций. Участниками операций с евродолларами становятся владелец долларов (первоначальный кредитор), депонирующий доллары американский банк, иностранный банк, куда переведен депозит, и получатель ссуд в евродолларах (конечный дебитор). Появился специфический международный рынок капиталов, имеющий тенденцию к увеличению,— рынок евродолларов — долларов, находящихся за пределами США, влияющий на национальные денежные рынки и усиливающий там инфляцию. Позднее термин евродолларов применяется и к долларам, осевшим на счетах вне Европы — в Японии, Канаде, Сингапуре и других странах.

Первое предложение о размещении долларов вне США сделал СССР в конце 50-х гг. Располагая денежными средствами в долларах для финансирования внешней торговли, СССР, не желавший размещать их на американском валютном рынке из-за возможности их блокирования в случае международного кризиса, вложил их в Евробанк — филиал Госбанка. Евробанк размещал долларовые суммы в форме депозитов и краткосрочных кредитов на французских и британских валютных рынках. Организационно рынок евродолларов представляет собой группу банков, расположенных в основных финансовых центрах Западной Европы (Лондон, Париж, Люксембург и др.) и в тех странах, где законодательством не ограничиваются права банков по проведению операций в иностранной валюте с нерезидентами.

Параллельно с рынком евродолларов развивается рынок евродевизов — еврофранка, еврофунтов, еврогульденов, евроиен, особенно евромарки — немецкой марки на счётах банков Швейцарии, или Люксембурга. Возникает еврорынок, представляющий собой международный рынок ссудных капиталов, на котором операции осуществляются в евровалютах.

В функционировании этих рынков, спекуляция на которых свободна от налогообложения и контроля национальных правительств, и на которые лишь косвенно влияют центральные банки и Банк международных расчетов, заинтересованы транснациональные корпорации. У банков появилась возможность более свободно использовать иностранную валюту. Вследствие экономического роста и достижения полной обратимости валют развивались международные операции европейских предприятий, предпочитавших хранить средства в иностранной валюте вне досягаемости национальных валютных регламентации. В развитии рынка евродолларов стали участвовать и Центральные европейские банки, размещавшие на еврорынках доллары.

Тем временем появились новые внутриевропейские экономические организации, разрушившие ранее единую организацию европейского рынка. Англия отказалась от вступления в ЕС, поскольку английское правительство стремилось укрепить свои позиции в Содружестве Наций и выражало готовность к сотрудничеству лишь во внешней торговле. Однако усиление конкурентоспособности государств, входивших в группу «шести», послужило причиной формирования Англией другой, более узкой группировки — Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), куда входило семь стран: Англия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Дания, Австрия, Португалия. На основе Стокгольмской конвенции от 2 января 1960 г. в противовес ЕС была создана ЕАСТ. Задача ЕАСТ была более скромной, нежели у ЕС: отмена таможенных пошлин во взаимной торговле. Каждый участник блока сохранял самостоятельность в проведении торговой политики по отношению к третьим странам, в валютной, финансовой, аграрной, социальной политике, что предопределило ее «проигрыш» в борьбе с «шестеркой».

После укрепления капиталистического хозяйства в Западной Европе с середины 50-х гг. в центре внимания США и МБРР, где США — главный пайщик, оказываются страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью сохранения молодых государств в рамках капиталистической системы хозяйствования. Начинает развиваться кредитная экспансия США в молодые развивающиеся государства.

Проблема экспорта капиталов США, а более точно — развитыми капиталистическими странами, учитывая ее экономические и валютно-финансовые последствия, — одна из наиболее важных проблем. Главный стимул для экспорта капитала — не сложившиеся различия в нормах прибыли на капитал, а стратегические цели завоевания рынка и, если возможно, поглощение или удаление с него конкурента. Установление монополистического диктата позволяет получать монопольную прибыль за счет перераспределения доходов немонополистического сектора.

Долгосрочные инвестиции подразделяются на прямые капиталовложения и портфельные инвестиции. В первом случае инвестор принимает участие в управлении производственной деятельностью, как правило, предприятий базовых отраслей, приносящих высокую прибыль и быстро компенсирующих инвестированный капитал, порождая обратный поток капитала. Во втором случае экспорт осуществляется с помощью рынка капиталов через эмиссию акций или облигаций, рассчитывая на получение прибылей. Это различие положено в основу законодательства об иностранном капитале во многих странах. Имеют место и краткосрочные вложения. Они осуществляются в форме движений капитала, сохраняющего высокую степень ликвидности, и, как правило, определяются спекулятивными мотивами.

Возрастающая серьезность проблемы американских капиталовложений за границей состоит в соотношении масштабов американских капиталовложений и национальной экономики страны, в которой размещены эти капиталы, а также в том, что американские капиталовложения осуществляются через дефицит платежного баланса, поскольку доллар лежит в основе международной валютно-финансовой системы. Только США могут долго позволить экспорт капитала с дефицитом платежного баланса без девальвации валюты, приобретая тем самым реальные материальные блага в обмен на экспорт во все большей массе обесценивающихся долларов.

В 50-х гг. примерно 60% инвестиций США концентрировались в сфере эксплуатации природных ресурсов, из них 30% — в нефтяном бизнесе. Далее от нефтяных монополий следовали монополии кинематографической, химической и автомобильной отраслей. В период 1950-1956 гг. прибыли и дивиденды от заграничных капиталовложений, реинвестированные в США, составляли 1,8 млрд. долл. в среднем за год [48]. По инициативе США в 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) с целью стимулирования частных инвестиций в высокорентабельные промышленные предприятия молодых государств и расширения там частного сектора. Срок кредитов МФК обычно не превышает 15 лет, в среднем составляет 7-8 лет, и их стоимость выше среднегодовых ставок рынка ссудных капиталов. Имея общее руководство с МБРР, для инвестирования средств МФК не требуется, как в случае с МБРР, правительственных гарантий, что ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Для содействия развитию экономики стран Латинской Америки в 1959 г. был создан Межамериканский банк развития (МаБР), крупнейшим пайщиком которого являются США.

Первая конвенция об автоматическом включении колоний и заморских территорий Франции и Бельгии в систему ЕС была подписана одновременно с Римским договором. Созданная Ассоциация африкано-малагасийских государств с ЕС (Евроафрика) позволяла Франции и Бельгии использовать инструмент ЕС для усиления их экономических позиций в африканских колониях. По их инициативе был создан Европейский фонд развития (ЕФР) для безвозмездного финансирования нерентабельных проектов в бывших колониях.

В 1955 г. внешняя задолженность развивающихся стран оценивалась в 7-8 млрд. долл. США, а их экспорт составлял 24 млрд. долл. [61]. Когда Аргентина предприняла меры по консолидации займов с целью решения проблем, возникающих по неплатежеспособности стран-должников, в 1956г. был создан Парижский клуб стран-кредиторов. На заседаниях Парижского клуба присутствуют представители МВФ и МБРР.

Резюме

  • После второй мировой войны США стали бесспорным политическим, экономическим и финансовым лидером в капиталистическом мире. Их соперничество с другой супердержавой — лидером социалистического мира СССР становится ведущим противоречием послевоенной эпохи. С целью завоевания мирового господства экономической стратегией США становится рост экспорта капитала для утверждения капиталистической системы в мировой экономике, завоевания рынков и увеличения прироста прибылей, поступаемых в США.
  • В интересах США организуется Бреттон-Вудская международная финансовая система. Следуя английскому опыту XIX века, исходными принципами, утверждающим господство ведущей державы, становятся либерализация движения товаров и капиталов, фиксированность паритетов национальных валют по отношению к золоту либо к доллару. Учитывая, что общий запас золота ограничен его добычей и автоматизм золотого стандарта действовать не мог, а США обладали 70% мировых золотых, и цена золота фиксировалась в долларах казначейством США, то это сделало доллар мировыми деньгами. Так как центральным банкам было выгодней создавать резервы в долларах, получая за их хранение проценты, то режим золотодолларового стандарта постепенно отклонялся к долларовому стандарту. Этот режим из-за существования зоны фунта стерлингов и зоны франка иногда именуют золотовалютным.
  • Для контроля за функционированием валютной системы и экономической политикой стран членов был создан международный депозитарий золота и девиз — МВФ, предоставляющий краткосрочные займы нуждающимся странам. Вес каждой страны в принятии решений МВФ зависит от величины участия в его капитале, что определило решающую в нем роль США. Для финансирования инвестиций по восстановлению экономики европейских стран и в бывших колониях с гарантиями центральных банков стран-должников для частных инвестиций был создан МБРР, распространявший влияние американского капитала там, куда направлялись его инвестиции. С целью обеспечения свободного обмена товарами была создана ГАТТ.
  • Финансовая стабилизация во многих странах континентальной Европы и Японии сопровождалась дефляцией и обменом денег. Для восстановления их экономики была предоставлена большая помощь из США. По плану Маршалла была предоставлена помощь из федерального бюджета США 16 европейским государствам, объединенным в организацию ОЕЭС и создавшим Европейский платежный союз (ЕПС) с целью либерализации взаимной торговли стран-участниц и восстановления обратимости их валют. Сальдо расчетов между странами-членами ЕПС ежемесячно выводил Банк международных расчетов. По соглашениям помощи европейские страны обязаны были развивать свободное предпринимательство, обеспечивать благоприятные условия для экспорта товаров и частных инвестиций из США, поставлять дефицитные товары и сырье в США и сообщать информацию об их экономике США.
  • Западноевропейские страны смогли восстановить экономику в течение десятилетия после войны не только благодаря помощи из США и международных экономических организаций, но и проведению в них экономической политики активных государственных финансов и жесткой экономии, сотрудничеству друг с другом. На базе кейнсианской теории, легализирующей бюджетный дефицит, возобновилась экспансия денег посредством расширения расходов государственного бюджета и уменьшения государственных налогов для создания дополнительного текущего спроса. Принципы теории, полагавшие контролируемость инфляции, не соответствовали новым правилам международных финансов, базирующихся на росте влияния обесценивающихся долларов.
  • Практическое применение кейнсианства имело свои особенности в зависимости от состояния баланса интересов социальных слоев в конкретном государстве. В Великобритании проводилась политика жесткой экономии с низкими процентными ставками по кредитам и по доходности государственных ценных бумаг и последовательных девальваций по отношению к доллару. Во Франции получило развитие дирижистское управление экономикой с использованием индикативного планирования или системы программирования для развития ключевых отраслей. Однако следствиями реализации программ и военных расходов стали инфляция и внешний дефицит, что привело к девальвации франка. В ФРГ высокие темпы государственных инвестиций, концентрация капитала в руках монополистов позволили быстро осуществить научно-техническую революцию, что определило конкурентные преимущества ФРГ по сравнению с Великобританией и Францией.
  • Страны Западной Европы, объединенные в ОЕЭС, двигались по пути экономической интеграции посредством либерализации развития торговли и валютного режима. С целью создания регионального сверхгосударства, способного конкурировать со странами Восточной Европы и США, было создано ЕС. Единая организация европейского рынка была разрушена Англией, создавшей более узкую группировку ЕАСТ с более «скромными» задачами». Хроническая несбалансированность расчетов между странами привела к необходимости проведения официальных девальваций валют во Франции, Великобритании и ревальвации валюты ФРГ по отношению к доллару. К 1958 г. в европейских странах была достигнута почти полная свобода движения денег и значительно смягчены ограничения, налагаемые на движение капиталов.
  • До 1958 г. дефицит платежного баланса США был связан с военными расходами и ростом импорта из европейских стран. Благодаря обратимости западноевропейских валют и либерализации экономической политики в Европе и Японии, наряду с продолжением помощи из США, получает развитие массовый вывоз частных капиталов, стимулируемый более высокими процентными ставками по кредитам европейскими странами и более низким вознаграждением по депозитам американских банков. Так как в условиях Бреттон-Вудской системы девальвация доллара была невозможна, то дефицит платежного баланса США стал означать долговременный экспорт во все большей массе обесценивающихся долларов в обмен на реальные материальные блага. Появился специфический рынок евродолларов — долларов, находящихся за пределами США, усиливающий инфляцию на национальных денежных рынках. Параллельно развивается рынок евродевизов. Вместе они образуют международный рынок ссудных капиталов, на котором спекуляция свободна от налогообложения и контроля национальных правительств, в чем заинтересованы транснациональные корпорации.
  • С середины 50-х гг. после укрепления капитализма в Западной Европе кредитная экспансия США направляется в молодые развивающиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки для их удержания в рамках системы. По инициативе США для стимулирования частных инвестиций в высокорентабельные промышленные предприятия молодых государств и расширения там частного сектора создаются специальные международные экономические и финансовые организации. По инициативе Франции и Бельгии для усиления их экономических позиций в африканских колониях был создан Европейский фонд развития (ЕФР). С этой же целью в рамках зоны французского франка КФА (африканского франка) и КФП (тихоокеанского франка) созданы специальные финансовые институты, согласующие валютную политику зависимых государств с казначейством Франции. В связи с быстрым ростом задолженности развивающихся стран для решения этой проблемы был создан «Парижский клуб» стран-кредиторов.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки