двери межкомнатные притвор финские,Антенны диапазон Wi-Fi страница,прокат премиум авто спб вебсайт,курсы кадровиков,вопросы по охране труда
|
Несмотря на огромные послевоенные успехи, СССР стал терять темпы. Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода составили в 1961-1965 гг. 6,5% против 14,6% в 1946-1950 гг. и против 8,5% в 50-х гг. [50]. Догматическая политическая экономия социализма, созданная в 50-х гг., предопределила нерешенность серьезных экономических проблем социализма на многие десятилетия.
Дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, действия закона стоимости и ценообразования, развернувшиеся во второй половине 50-х гг., продолжились в 60-х гг. В этот же период начинает развиваться экономико-математическое направление, в основу которого положены идеи Л.Канторовича, В.Новожилова и В.Немчинова. Была выдвинута концепция цен оптимального плана, связывающая цены с критерием оптимального функционирования экономики. Но абстрактность поставленных задач не позволяла внедрить положения концепции в практике. Концепция оптимального управления, нацеленного на устойчивый рост уровня благосостояния граждан, позволяющая эффективно заменить рутинную технику управления на ЭВМ, создана не была.
В то же время рост объемов производства и усложнение производственных взаимосвязей все более затрудняли координацию плановых расчетов. Требовалась концентрация научной мысли на проблеме разработки концепции оптимального управления, постановки его задач и алгоритмов решения для использования ЭВМ в практике. Вместо этого проводились дискуссии по совершенствованию практики управления на базе политического признания планового характера закона стоимости, стихийно распределяющего ресурсы между отраслями в условиях частной собственности.
Разработка концепции оптимального управления предполагала критическое изучение всего наработанного отечественного и зарубежного опыта. Однако приоритет был отдано политизации и идеологизации экономических проблем, что надолго определило устойчивую тенденцию падения общего уровня экономического образования в стране. Предвзятость к экономике западных стран помешала изучению зарубежного опыта государственного регулирования в критических моментах развития, объективно разобраться в причинах гибкости рыночных механизмов и лучшей их настроенности на предпочтения потребителей, нежели в плановой экономике. Результатом этого явилось эмоциональное восприятие зарубежного опыта и легкость отказа от преимуществ планового хозяйствования в 60-80-х гг., нарастающее недовольство социализмом по мере падения уровня экономического образования.
Представления о плановости закона стоимости легли в основу рекомендаций экономической теории по стимулированию работы предприятий и укреплению хозрасчета с целью ускорения технического прогресса. Вместо совершенствования управления экономикой — его ориентации на цели потребительского рынка, повышения его гибкости для быстрого реагирования на изменения в научно-технической сфере и хозяйственной конъюнктуре, создания стимулов к высокопроизводительному труду усиливалась децентрализация управления народным хозяйством, стимулировался рост затрат и спекуляция товарами народного потребления.
Увеличивая долю финансовых средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, уменьшались средства государственного бюджета. В результате потоки информации, поступаемой наверх, искусственно сокращались, снижая точность в принятии правильных решений. О потребительском рынке «забыли». Встроив в плановый механизм хозяйствования критерий прибыли, стимулировали не рост производительности труда, а перераспределение доходов в пользу тех, кто быстрей успевал доказать в Госкомцен необходимость повышения цен на продукцию, увеличивая тем самым свою прибыль и соответственно фонд материального поощрения. Такой ход событий устраивал директорский корпус, требовавший предоставления ему большей свободы по использованию прибыли.
Цель экономической реформы 1965 г. состояла во внедрении товарных представлений о социализме в практику за счет встраивания в плановый механизм хозяйствования критерия прибыли и увеличения доли финансовых средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, по отношению к средствам, выделяемым из государственного бюджета. Если в 1946-1955 гг. доля средств хозяйствующих субъектов составляла 10,7% от, выделяемых им средств из государственного бюджета, то в 1956-1965 гг. — 20,8%, а в 1970 г. достигла 34,6% [61].
Нововведениями экономической реформы явились платежи из прибыли в бюджет, заменившие отчисления от прибыли, введенные налоговой реформой 1930-1932 гг. Если ранее предприятия рассматривались как звенья единой системы хозяйствования, состоящие на хозрасчете, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в управлении, то по новым представлениям предприятия как бы становились собственниками закрепленных за ними производственных фондов. Поэтому отчисления от прибыли в бюджет, производившиеся после вычета из плановой суммы прибыли суммы затрат по финансовому плану с последующими перерасчетами по фактической прибыли, были заменены новыми видами платежей.
Как утверждалось, плата за фонды, взимаемая с «собственника» средств производства по стабильной норме (ставке) 6% к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, будет способствовать улучшению использования производственных фондов. Для выравнивания условий хозрасчета ввели фиксированные (рентные) платежи, служащие изъятию в доход государства части прибыли предприятия, у которого образуется дифференциальный чистый доход вследствие благоприятных природных и технико-экономических условий (лучше, чем в среднем по отрасли), а не лучшей работы коллектива. Но далее образуемый после вычета из прибыли предприятия платы за фонды и фиксированных платежей, процентов за кредит и сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования и покрытие других плановых затрат, свободный остаток прибыли также изымается в бюджет.
Перечисления свободного остатка прибыли в бюджет как бы ничего не меняли в новой системе по сравнению с отчислениями от прибыли в бюджет. Однако свободный остаток прибыли образовывался после платы за фонды, фиксированных рентных платежей, отчислений в фонды экономического стимулирования и платы за кредит, чего раньше не было. Кроме того, платежи в бюджет тесно связаны с используемой формулой цены. Ранее прибыль в цене рассчитывалась пропорционально себестоимости и от цены требовалась достоверность информации по затратам производителей. Теперь от цен потребовалось выполнение функции стимулирования производителей.
Для усиления заинтересованности коллектива в росте производительности труда за счет прибыли (экономии) и амортизационных отчислений были образованы фонды экономического стимулирования — фонд материального поощрения для премирования работников и оказания им единовременной помощи; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений; фонд развития производства для технического и организационного совершенствования производства. Отчисления в фонды производились после выполнения обязательств перед бюджетом и банком — внесения платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей и процентов за кредит, т.е. из расчетной прибыли от реализации по установленным пятилетним нормативам.
Ранее фонд директора, средства которого направлялись на премирование работников, на улучшение их культурно-бытовых условий и на капитальные вложения стимулировал, с одной стороны, принятие напряженных планов, а с другой — сверхплановую прибыль и перевыполнение предприятием плана по выпуску товарной продукции. Теперь к недостаткам формирования этого фонда, подрывавшего принятие напряженных планов ради сверхплановых показателей, добавилась его зависимость, как это происходит в товарном (рыночном) хозяйстве, от реализации продукции, что, естественно, стимулировало рост цен производителей. Внедрение новых технологий, требовавшее повышенных затрат, становилось невыгодным.
Для обеспечения предприятиям возмещения издержек производства и получения прибыли, достаточной для внесения платы за фонды и формирования фондов экономического стимулирования, в 1966-1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности. Для большинства отраслей предусматривалась рентабельность в размере 15% к производственным фондам. В ценах продукции добывающих отраслей были учтены фиксированные и рентные платежи, включены затраты на геологоразведочные работы.
Если с 1934 г. финансирование плановых капитальных вложений государственных предприятий осуществлялось банками долгосрочных вложений в безвозвратном порядке, то после 1965 г. расширилась практика долгосрочного кредитования государственных капитальных вложений. Стройбанк и Госбанк стали предоставлять долгосрочные кредиты сверх лимита государственных капитальных вложений для производства товаров народного потребления и улучшения бытового обслуживания, что означало уход части капитальных вложений из-под плана. Уже в 1981 г. доля долгосрочного кредита в финансовом обеспечении государственных капитальных вложений составила 5%. В этих условиях расширение долгосрочного кредитования означало сужение сферы планового распределения производственных инвестиций.
Были восстановлены отраслевые министерства и усилена роль Госснаба. Создавались ассоциации предприятий для углубления специализации и экономии административных издержек, что сопровождалось сокращением обязательных показателей для предприятий и усилением олигополизма в экономике.
В соответствии с экономической реформой изменилась структура доходов государственного бюджета, формируемого на 9/10 из поступлений от предприятий и на 1/10 — от населения. Предприятия платили налог с оборота. Платежи из прибыли в бюджет стали включать: плату за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства; фиксированные платежи; свободный остаток прибыли. Предприятия, не переведенные на новые условия, продолжали осуществлять отчисления от прибыли в бюджет. Кооперативные и общественные организации платили подоходный налог. Население уплачивало налоги, дифференцируемые по социальным группам, и добровольные взносы. В состав доходов государственного бюджета включались средства государственного социального страхования. После 1974 г., когда было принято решение о досрочном погашении облигаций государственного займа 1957 г., в государственном бюджете на каждый год были выделены суммы для постепенного погашения займов.
В СССР свободно обращались займы, облигации которых продавались и покупались сберкассами. Так, на конец 1982 г. в обращении находились облигации 3%-ного внутреннего выигрышного займа 1966 г. и Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.
Являясь крупным кредитором, СССР получил от социалистических стран в 60-е гг. несколько кредитов для развития добывающих отраслей промышленности (от Польши в 1963 г., от Чехословакии в 1960 и 1966 гг.). Развивалась экономическая интеграция СССР со странами-членами СЭВ. В соответствии с принятым в декабре 1959 г. Уставом, главной целью стран-членов СЭВ являлась координация их усилий для ускорения в этих странах экономического и технического прогресса, постепенного сближения и выравнивания их экономического развития. Совет СЭВ не только координировал планы экономического развития, но и разрабатывал долгосрочные программы сотрудничества, специализации и кооперирования стран-членов СЭВ.
В 1964 г. был осуществлен переход от устаревшей клиринговой системы расчетов к более прогрессивным многосторонним расчетам и платежам между странами-членами СЭВ с использованием переводного рубля в качестве международной коллективной денежной единицы. Новая система многосторонних расчетов была введена одновременно с организацией Международного банка экономического сотрудничества (МВЭС).
Переводный рубль не имел хождения внутри стран. Его эмиссия осуществлялась МВЭС либо посредством платежей за товары и услуги, либо путем предоставления кредита. При этом поступление переводных рублей в платежный оборот и дальнейшее их обращение между странами осуществлялось только в безналичном порядке по банковским счетам. Так как государственные планы стран-членов СЭВ были скоординированы, то такая эмиссия переводных рублей соответствовала реальному движению материальных ценностей. По отношению к другим иностранным валютам платежный рубль имел самостоятельную валютную котировку. Его курс, устанавливаемый МВЭС методом валютной корзины, использовался при пересчете мировых цен в контрактные. Следуя идеям хозяйственной реформы, в конце 60-х — начала 70-х гг. получила развитие практика предоставления инвестиционных кредитов социалистическим странам для осуществления капитальных вложений в различные отрасли промышленности. Наряду с долгосрочными государственными кредитами широко стало практиковаться предоставление коммерческих кредитов на сроки от 5 лет до 10 для закупки машин, оборудования и некоторых потребительских товаров в социалистических странах.
В 1970 г. начал деятельность Международный инвестиционный банк (МИБ) — банк долгосрочного и среднесрочного кредитования стран-членов СЭВ. Квоты стран-членов СЭВ в уставном капитале устанавливались, исходя из объема их экспорта во взаимном товарообороте. Основной задачей МИБ являлось кредитование нового капитального строительства, способствующего развитию интеграции СЭВ. Кредиты предоставлялись преимущественно в переводных рублях и в конвертируемой валюте. Преобладающая часть кредитов банка направлялась в топливно-энергетический комплекс, машиностроение, на развитие транспорта. Процентные ставки устанавливались банком дифференцированно в зависимости от срока и валюты кредитования.
С середины 60-х гг. начинают развиваться кредитные отношения между социалистическими и капиталистическими странами, в том числе на компенсационной, основе, когда покупатель товара оплачивает его стоимость поставками других товаров с указанием их количества и цен. Сальдо расчетов могло быть неконвертируемым и погашаться в зависимости от условий контракта. СССР заключал компенсационные соглашения с иностранными фирмами для их привлечения к строительству крупных объектов. В рамках соглашений от иностранных банков получали долгосрочные кредиты, за счет которых оплачивались товары, приобретаемые для сооружения данного объекта у иностранных фирм. Возмещение кредита и процентов осуществлялось за счет экспорта продукции сооружаемых объектов.
Первым долгосрочным соглашением на компенсационной основе было соглашение о совместном строительстве в СССР химического комплекса по производству минеральных удобрений, заключенное в 1973 г. Министерством внешней торговли СССР с 20 крупными компаниями США. Сырьевая ориентация СССР в мировой экономике выразилась в заключении ряда соглашений-па компенсационной основе с фирмами западных стран для строительства газопровода СССР — Западная Европа. Погашение кредитов, предоставленных для закупки оборудования и труб, осуществлялось поставками газа в Австрию, Италию, Францию и ФРГ.
Страны-члены СЭВ оказывали экономическую помощь развивающимся странам, программы развития которых были направлены на создание социалистической экономики — на повышение удельного веса государственного сектора в ключевых отраслях экономики и осуществление национальных планов. Кредиты предоставлялись сроком на 10-15 лет с процентной ставкой 2,5-3%. Их погашение производилось, как правило, не в конвертируемой валюте, а поставками продукции традиционного экспорта стран-получателей, либо продукцией с построенного объекта.
Более 70% средств помощи стран-членов СЭВ направлялись в энергетику, промышленность для улучшения структуры экспорта машин и оборудования из этих стран, на сооружение крупных промышленных объектов и на подготовку квалифицированных специалистов [73]. Созданные объекты переходили в собственность развивающихся стран. В Сирии на долю предприятий, построенных в госсекторе, приходится 100% добычи и переработки нефти, в Иране — 70%. В Египте на долю госсектора приходилось 95% продукции черной металлургии, в Индии — более 40% стали и 60% добычи нефти. В конце 60-х — начала 70-х гг. СССР наряду с долгосрочными кредитами развивающимся странам предоставил коммерческие кредиты на сроки от 5-10 лет на закупку машин.
В середине 70-х гг. к двусторонним межправительственным соглашениям об экономическом и научно-техническом сотрудничестве добавились многосторонние связи, типа соглашений СЭВ — развивающаяся страна. В целом в течение 70-х гг. объем кредитов, предоставленных странами социализма развивающимся странам, вырос в 2,1 раза [61]. Так как при предоставлении дешевых кредитов развивающимся странам социалистические страны несли потери, то с учетом инфляции в мировой экономике процентные ставки были повышены в начале 80-х гг. до 4-5%.
В течение 60-70-х гг. страна искала пути к созданию автоматизированных систем управления (АСУ) народным хозяйством с использованием ЭВМ. Так как технические задания на реализацию алгоритмов предполагают четкую постановку конкретных экономических задач и принципов их решения, то главная роль в создании АСУ должна была принадлежать не техникам и математикам, а экономистам и организаторам производства [9]. При отсутствии на государственном уровне четко сформулированной концепции эффективной национальной стратегии развития экономико-математическое моделирование народного хозяйства и создание ОГАС (общегосударственной системы управления народным хозяйство) не могло быть успешным.
После «провала» попыток создания ОГАС страна двинулась по «знакомому» ей пути экономических экспериментов с распределением прибыли. Усиленно стал пропагандироваться нормативный метод распределения прибыли между бюджетом и хозяйствующими субъектами. Установленные нормативы менялись, и создавалась видимость активного поиска пути к совершенствованию управления и стимулирования развития научно-технического прогресса.
В 1971 г. на нормативный метод распределения прибыли было переведено Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Одновременно с заданиями по плану утверждались нормативы отчислений от прибыли, оставляемой в его распоряжении: для расширенного воспроизводства; для развития науки и техники; фондов экономического стимулирования; осуществления других плановых затрат. Первоначально уровень норматива составлял 54%, с 1975 г. — 32,6%. Остальная часть прибыли вносилась в бюджет. Если плановые задания по прибыли не выполнялись, то прибыль, остающаяся в распоряжении министерства, уменьшалась. Если, наоборот, задания по прибыли перевыполнялись, то до 2% прибыли распределялось поровну между бюджетом и организацией, а остальная часть сверхплановой прибыли направлялась до 75% в бюджет и до 25% оставалась в распоряжении министерства [61].
В соответствии с постановлением 1979 г. хаос в распределении прибыли получил дополнительный импульс. В 1981-1983 гг. нормативный метод распределения прибыли стал применяться в семи машиностроительных министерствах и нескольких союзно-республиканских министерствах союзных республик. Министерствам было разрешено самостоятельно устанавливать нормативы отчислений от прибыли предприятиям. Сверхплановая прибыль до 3% распределялась поровну между бюджетом и отраслью (предприятием), а остальная часть сверхплановой прибыли направлялась до 75% в бюджет и до 25% оставалась в распоряжении министерства.
В 80-х гг. в стране развертывается дискуссия по оценке эффективности хозяйственных мероприятий. Разработанные в ходе дискуссии предложения представляли собой конгломерат точек зрения разных экономических школ, что определило «провал» и этой работы. Экономические эксперименты продолжились.
Начиная с 1984 г. в порядке эксперимента стала разбиваться иерархическая связь «министерство — предприятие». Под лозунгом усиления ответственности предприятий за результаты работы права предприятий в планировании и хозяйственной деятельности были расширены. Нормативы отчислений от прибыли в бюджет устанавливались уже не для министерств, а для каждого предприятия с их утверждением не в пятилетнем, а в годовом плане. «Принципиальная» особенность нового порядка, как считали разработчики экспериментов, состояла в том, что нормативные отчисления от прибыли производились уже не от общей, а от расчетной прибыли, т.е. за вычетом первоочередных платежей в бюджет и процентов за пользование кредитом. Одновременно была введена дополнительная плата из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, сверхнормативных и не прокредитованных банком запасов. В 1985 г. нормативный метод распределения прибыли был распространен на предприятия ряда других министерств. При этом для легкой и пищевой промышленности нормативы устанавливались в пятилетних планах по отношению к сверхплановой расчетной прибыли, а в годовых планах — к плановой прибыли. В 1987 г. на нормативный метод переведены совхозы и другие сельскохозяйственные государственные предприятия.
Заинтересованность предприятий-монополистов в повышении цен для увеличения прибыли и премиального фонда оказала отрицательное воздействие на внедрение новых технологий. В 70-80-х гг. устойчивый характер приобретает тенденция увеличения разрыва между темпами роста заработной платы и производительности труда. Такой ход событий, учитывая фиксированность розничных цен, вел к развитию «теневого» рынка дефицитных товаров. Правительство директивно повышало цены на товары не первой необходимости и предметы роскоши, снижало цены на часы, чулочно-носочные, трикотажные изделия и другие товары. Сглаживание перекосов в ценах дотациями из государственного бюджета не могло ликвидировать несбалансированность потребительского рынка. Спекуляции, очереди, дефицит продолжали развиваться.
Для обеспечения хозрасчетной деятельности предприятий в 1982 г. оптовые цены повысили в среднем на 11,1%, в том числе в газовой промышленности — на 28%; в угольной — на 43,7%; в лесозаготовительной — на 34%; в черной металлургии — на 22,5; в цветной — на 36,5%. Снизили оптовые цены на радиоэлектронную продукцию, высокорентабельные виды и группы машин, оборудования и приборов, синтетического волокна и др. Были внесены изменения в систему закупочных цен 1958 г. Новые цены сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах устанавливались на базе возмещения полных затрат на производство и требований их рентабельности. Теоретические представления о стимулирующей функции цены были отражены во введенной в действие Методики определения цен и нормативно-чистой продукции на новые машины, оборудование, приборы, в которой на основе надбавок к ценам предполагалось стимулировать производство новой высокоэффективной техники [61].
Таблица 12
Среднегодовые темпы прироста национального дохода и капитальных вложений в СССР и США (в %)
1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 | ||||
СССР | США | СССР | США | СССР | США | |
Национальный доход Капитальные вложения |
5,7 6,8 |
2,2 1,2 |
4,3 3,3 |
3,4 5,4 |
3,6 3,5 |
2,4 4,0 |
К середине 80-х гг. разница в темпах экономического роста США и СССР стала постепенно стираться, причем США начинают обгонять СССР в темпах роста капитальных вложений [76], табл. 12.
Наметилась устойчивая тенденция роста товарооборота с развитыми капиталистическими странами, ухудшения с ними сальдо торговых взаиморасчетов и приобретения СССР сырьевой ориентации в мировой экономике.
Из табл. 13 видно, что внешнеторговый оборот приобретал все большее значение для экономики СССР. При этом, начиная с 1960 г., сальдо торговых взаиморасчетов становится отрицательным и, исключая 1980 г., когда резко подскочили цены на нефть, устойчиво ухудшается.
Таблица 13
Показатели темпов роста произведенного национального дохода, внешнеторгового оборота, импорта и сальдо торговых взаиморасчетов СССР с развитыми капиталистическими странами за период 1950-1985 гг.
1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1985 | |
Произведенный национальный доход, % | 100 | 276 | 492 | 815 | 977 |
Внешнеторговый оборот с развитыми кап. странами, % | 100 | 436 | 1067 | 7178 | 8608 |
Импорт из развитых капиталистических стран, % | 100 | 492 | 1245 | 7706 | 9458 |
Сальдо торгового баланса с развитыми капиталистическими странами, млн. руб. | +32 |
-91 |
-386 |
-141 |
-712 |
В 1986 г. отрицательное сальдо торгового баланса с развитыми капиталистическими странами достигло величины 2717 млн. руб. При этом СССР, занимая второе место в мире по объему промышленного производства и первое — в Европе, все более приобретает сырьевую ориентацию, технологическую и продовольственную зависимость в мировой экономике. Доля экспорта топлива и электроэнергии устойчиво выросла с 3,9% в 1950 г. до 52,7% в 1985 г. В то же время доля экспорта машин и оборудования, выросшая с 12,3% в 1950 г. до 21,5% в 1970 г., сокращается до 13,9% в 1985 г. Наблюдается резкое сокращение в экспорте доли продовольственных товаров с 21,1 % в 1950 г. до 1,3% в 1985 г. и более чем в два раза за этот период доли промышленных товаров. В то же время импорт машин и оборудования вырос с 22,4 до 37,1%; продовольственных товаров — с 19,7 до 21,1%; промышленных товаров народного потребления — с 7,4 до 12,6% [76].
С приходом М.Горбачева начались дискуссии по поиску экономической модели для СССР. Победила точка зрения «рыночного социализма». Реформы по децентрализации управления были продолжены под лозунгами самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления.
Если самоокупаемость предполагает полное покрытие текущих расходов предприятия по производству и реализации продукта за счет полученной им выручки, то при самофинансировании предприятие, помимо возмещения текущих расходов, полностью финансирует за счет собственных доходов от реализации продукта свои капитальные затраты. Таким образом, предприятие не только полностью возмещает затраты на производство продукции, включая затраты на НИОКР, но и получает прибыль, достаточную для расчетов с бюджетом, банком, вышестоящей организацией, расширения производства, оплаты труда, образования фондов экономического стимулирования и покрытия других затрат.
В нормальной экономике цены производителей рассчитываются таким образом, что предприятие всегда является самоокупаемым и самофинансируемым. Однако для экономики с «перекосами» в ценообразовании и «пережившей» эксперименты по нормативному распределению прибыли, указанные лозунги были использованы для ухода государства от государственного экономического планирования и централизованного распределения инвестиций через механизм государственного бюджета. Тем самым был нанесен последний удар по стратегическому преимуществу СССР в конкурентной борьбе с США.
В условиях так называемого полного хозрасчета был изменен подход к государственному планированию В соответствии с законом СССР о государственном предприятии формой планового задания становится государственный заказ на поставку важнейших видов продукции и на ввод в действие производственных мощностей, осуществляемых за счет централизованных капитальных вложений. При этом было заявлено, что государственные заказы будет иметь тенденцию к сокращению. Размещение государственных заказов между предприятиями могло осуществляться на конкурсной основе, но не в зависимости от роста их вклада в реализацию народнохозяйственных целей, а от ожидаемой прибыли.
Продолжая разбивать иерархическую связь предприятий с центром, усилили, как и положено в рыночном хозяйстве, горизонтальные связи между предприятиями. В новой системе предприятия от своего имени заключают хозяйственные договоры с другими предприятиями, разрабатывают и утверждают планы на основе государственных заказов и заказов потребителей, контрольных цифр, лимитов, долговременных экономических нормативов. Исходными, но не директивными данными для предприятий становятся контрольные цифры по показателю производства продукции в стоимостном выражении для заключения хозяйственных договоров, прибыли, валютной выручке, по некоторым показателям научно-технического прогресса и социального развития. Источниками финансирования деятельности предприятия все более становятся фонд развития производства науки и техники, фонд материального поощрения и социального развития, средства которых определялись с учетом нормативного распределения прибыли.
У предприятия была увеличена степень свободы в выборе одной из двух форм хозрасчета, хотя для этого требовалось разрешение вышестоящей организации. Одна форма хозрасчета базировалась на нормативном распределении прибыли между фондами экономического стимулирования, другая — на нормативном распределении дохода, образующегося после платежей в бюджет, в банки, в вышестоящую организацию.
Расширились права предприятий и в области ценообразования. Новая система цен должна была учесть плату за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, расходы на охрану окружающей среды, платежеспособный спрос, создать условия для перехода на полный хозрасчет и самофинансирование. Конечно же, цены не могли одновременно выполнять столько функций. Их качество с точки зрения соответствия реальным затратам производителей только ухудшилось, что противоречило требованиям самоокупаемости и самофинансирования.
Первоначально государственные заказы охватывали подавляющую часть продукции. Под воздействием критики, что государственные заказы ограничивают самостоятельность предприятий, с 1989 г. усиливается тенденция по сокращению их состава и объема, расширяется доля продукции, самостоятельно планируемой предприятиями на основе прямых хозяйственных связей и потребительского спроса на рынке. При этом государственные розничные цены оставались фиксированными, дефицит товаров возрастал. Одновременно на фоне роста дефицита товаров, производимых в государственном секторе, сверху стимулируется создание и развитие кооперативов, работающих прямо на рынок.
В связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков, действующих на началах полного хозрасчета, при котором минимальная процентная ставка, взыскиваемая банком с заемщика, должна покрыть его расходы и обеспечить прибыль. Вместо трех банков — Госбанка, Стройбанка и Внешторгбанка — были организованы шесть банков — Госбанк, Внешэкономбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк (Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития), Сбербанк (Банк трудовых сбережений и кредитования населения).
Отраслевым специализированным банкам было предоставлено право краткосрочного и долгосрочного кредитования. В этой связи значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. За Госбанком была сохранена эмиссионная, расчетная, контролирующая функции и кредитование непроизводственной сферы. Такая перестройка банковской системы вызвала резкое увеличение издержек обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организационных расходов. Предприятия, как и прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Каждый банк, осуществляя простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий, стал самостоятельно предоставлять кредиты. Госбанк занимался распределением ресурсов только на верхнем уровне, не имея возможности воздействия на выполнение кредитных планов.
В 1988-1989 гг. на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности стали создаваться коммерческие и кооперативные банки. Образовалась новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки — первый ярус; коммерческие и кооперативные банки — второй ярус. В конце 1990 г. принят Закон о Госбанке и банковской деятельности, который устанавливал двухъярусную банковскую систему: первый ярус — Центральный банк; второй ярус — Сберегательный банк, коммерческие банки. К 1990 г. в стране начинает складываться третий ярус кредитной системы — альтернативные государственным страховым учреждениям страховые компании на коммерческой основе, инвестиционные фонды и прочие специализированные небанковские кредитные институты.
Коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Госбанк, кроме эмиссионной и расчетной функции, стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на своих счетах. Специализированные банки были превращены в коммерческие.
С 1990 г. имела место множественность валютных курсов рубля: официальный, применяемый с 1961 г. для международных сопоставлений; специальный курс, введенный в 1989 г. при валютном обслуживании граждан ; коммерческий курс, введенный в ноябре 1990 г. для расчетов по внешнеторговым операциям; биржевой курс, определяемый с апреля 1991 г. на валютной бирже Госбанка СССР.
Итогами реформирования экономики СССР явилось уменьшение темпов экономического роста и капитальных вложений, рост внешней задолженности. С 1985 по 1989 г. под воздействием радикальных экономических реформ среднегодовые темпы экономического роста СССР снизились до 2%. В табл. 14 видно, что начиная с 1990 г. наблюдается спад производства, а с 1991 г. — резкое уменьшение капитальных вложений. В период радикальных экономических реформ в СССР внешняя задолженность составлявшая 28,3 млрд. долл. США в 1985 г., увеличилась до 59,8 млрд. долл. к 1990 г. и составила 69 млрд. долл. в 1991 г.
Повышение розничных цен в 1991 г. почти в 2 раза не ослабило напряженность на потребительском рынке. Экономическая ситуация в стране требовала чрезвычайных мер. Выбор был сделан в пользу распада СССР и либерализации экономики образовавшихся на его территории новых государств.
Таблица 14
Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода и капитальных вложений
1961-1965 | 1966-1970 | 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 | 1986 | 1887 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | |
Произведенный национальный доход |
,6,5 | 7,4 |
6,3 |
4,2 |
3,5 |
2,4 |
0,7 |
4,5 |
1,9 |
-4 |
-14,3 |
Капитальные вложения | 5,4 | 7,3 | 6,7 | 3,7 | 3,7 | 9,2 | 5,9 | 7,7 | 4,1 | 0,1 | -15,5 |
С началом радикальных реформ в СССР страны-члены СВ приняли в 1987 г. решение о поэтапной перестройке многостороннего сотрудничества и интеграции. Все страны, включая СССР, взяли курс на либерализацию национальной экономики. В 1988 г. было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве ЕС с Венгрией, в 1989 г. — торговое соглашение ЕС с Чехословакией, в 1989 г. — соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве ЕС с Польшей. В конце 80-х гг. ЕС практически установило экономические отношения со всеми странами Восточной Европы. В начале 90-х гг. страны Восточной Европы взяли курс на либерализацию национальной экономики.
Резюме
- Дискуссии по вопросам товарно-денежных, отношений продолжились в 60-х гг. Представителями экономико-математического направления была выдвинута абстрактная концепция цен оптимального плана, не позволявшая применить ее в практике. Концепция оптимального управления, нацеленного на устойчивый рост уровня благосостояния граждан, стимулирующая высокопроизводительный труд и позволяющая эффективно использовать в практике ЭВМ, создана не была. По итогам дискуссий был признан плановый характер закона стоимости, что и легло в основу рекомендаций по укреплению хозрасчета на предприятиях в направлении децентрализации управления народным хозяйством. Ликвидация стратегического преимущества СССР отвечала эгоистическим устремлениям директорского корпуса.
- Реформой 1965 г. в плановый механизм хозяйствования был встроен критерий прибыли и увеличена доля финансовых средств, остающихся в распоряжении предприятий. Отчисления от прибыли заменили платежами из прибыли, взимаемыми как бы с «собственников» средств производства. Стала развиваться практика долгосрочного кредитования производственных инвестиций, означавшая сужение сферы их централизованного распределения. Усилилась зависимость доходов коллективов не от принятия напряженных планов, а, как и принято в товарном (рыночном) хозяйстве, от реализации продукции. От оптовых цен потребовали выполнение функции стимулирования производителей, что в условиях усиления монополизма производителей вызвало их рост и сделало невыгодным внедрение новых технологий. Так как темпы роста заработной платы стали опережать темпы роста производительности труда, г розничные цены оставались практически фиксированными, то набирали темпы дефицит товаров народного потребления и спекуляция ими, усугубляемые решением о досрочном погашении облигаций государственного займа 1957 г.
- Развивалась экономическая интеграция СССР со странами-членами СЭВ на базе координации перспективных планов экономического развития. В 1964 г. страны — члены СЭВ перешли к многосторонним расчетам между с использованием переводного рубля для обслуживания планов. Его эмиссию осуществлял Международный банк экономического сотрудничества, устанавливавший курс платежного рубля методом валютной корзины. Для развития интеграции был организован Международный инвестиционный банк, предоставлявший инвестиционные кредиты странам-членам СЭВ. Являясь крупным кредитором, СССР получил от социалистических стран в 60-е гг. несколько кредитов для развития сырьевых отраслей. В этот же период начинают развиваться кредитные отношения СССР с развитыми капиталистическими странами, направленные на закрепление сырьевой ориентации СССР в мировой экономике.
- Страны-члены СЭВ оказывали экономическую помощь развивающимся странам, программы развития которых были направлены на повышение удельного веса государственного сектора в ключевых отраслях экономики и осуществление национальных планов. В середине 70-х гг. появились многосторонние связи, типа соглашений «СЭВ — развивающаяся страна». Предоставляя дешевые кредиты развивающимся странам, социалистические страны несли потери.
- В течение 60-70-х гг. страна искала пути к созданию автоматизированных систем управления, но при отсутствии концепции эффективной национальной стратегии развития их создание не могло быть успешным. Страна продолжила путь экономических экспериментов по нормативному распределению прибыли с директивным установлением цен и лоббированием отраслевых интересов, по образованию комплексов и их разбиению. Все это вело к усилению монополизма производителей, к снижению темпов экономического роста и к развитию «теневого» рынка дефицитных товаров.
К середине 80-х гг. США обгоняют СССР в темпах роста капитальных вложений. Устойчивыми становятся тенденции роста товарооборота с развитыми капиталистическими странами и роста внешней задолженности перед ними, приобретения сырьевой ориентации с усилением технологической и продовольственной зависимости СССР в мировой экономике. Учитывая, что доходы от нефти увеличиваться не будут, руководство страны сделало выбор в пользу иностранных инвестиций и трансформации социалистической экономики в капиталистическую. Вместе с радикальными реформами в СССР началась перестройка деятельности СЭВ.
Под лозунгами самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления государство «сдавало» централизованное распределение инвестиций через механизм государственного бюджета. Сокращались государственные заказы и усиливалась самостоятельность предприятий в заключении хозяйственных договоров, в выборе формы хозрасчета и в ценообразовании. На фоне роста дефицита товаров в государственной торговле стимулируется создание кооперативов. Проводится реорганизация банковской системы по переводу специализированных банков на полный хозрасчет и затем создания на базе их денежных накоплений коммерческих банков, деятельность которых контролируется Госбанком. С 1990 г. имеет место множественность валютных курсов рубля.
Итогами реформирования экономики СССР явились спад производства и капитальных вложений, бюджетный дефицит, переход инфляции из скрытой формы в открытую, резкий рост внешней задолженности. Экономическая ситуация в стране требовала чрезвычайных мер. Выбор был сделан «сверху» в пользу распада СССР и либерализации экономики образовавшихся на его территории новых государств, образовавших Содружество независимых государств (СНГ). Преемницей всех обязательств СССР стала Российская Федерация (РФ). С распадом СССР страны Восточной Европы уверенно двинулись по пути либерализации национальной экономики, привлечении иностранных инвестиций и торгового сотрудничества с ЕС.
страница назад |
страница вперед |
Оставьте Ваш комментарий к этой статье и получите доступ к закрытому разделу сайта |
Добавление комментария |