Раздел четвертый. Экономическая безопасность Российской Федерации




каталог сувенирной продукции от адверти
Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Социальные индикаторы характеризуют сложившиеся тенденции развития социальных процессов с точки зрения реализации принципа справедливости распределения благ.

Спад производства и снижение инвестиционной активности свидетельствуют об отсутствии должной системы мотивов эффективного управления собственностью.

Социальными индикаторами нарушения принципа эффективности являются падение реальных доходов населения, разрушение социальной инфраструктуры, и рост доли бедного населения, чьи среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Однако большую социальную угрозу для общества представляет нарушение принципа справедливости распределения благ, что проявляется в росте доходов господствующих социальных слоев за счет уменьшения доходов других не в связи с большим их вкладом в рост общественного благосостояния, а в связи с главенствующей ролью в распределении благ.

Главным сигналом усиления социальной напряженности в обществе является увеличение расслоения общества по уровню материального достатка с размыванием консолидирующего общество среднего слоя. Нарастающие социальные сдвиги раскалывают общество на непримиримые группы, что ведет общество к непредсказуемым последствиям.

Инфляция может быть использована государством как для созидательных целей — стимулирования экономического роста и создания прогрессивной структуры экономики, так и для перераспределения доходов и имущества в пользу господствующих социальных слоев. Учитывая спад производства, деградацию структуры экономики и огромную утечку капиталов за рубеж, можно утверждать, что инфляция 1990-1996 гг., была использована государством как инструмент обесценивания доходов наемных работников и капиталов государственных предприятий, чтобы дешево продать их новому господствующему слою — отечественной буржуазии.

Если индексация заработной платы отстает от темпов инфляции, то доходы от предпринимательской деятельности изменяются одновременно вместе с ценами. На протяжении 1990-1996 гг. инфляция (скрытая до 1992 г.), сопровождаемая падением производства, привела к уменьшению доли оплаты труда наемных работников в ВВП (табл. 19).

Большинство населения составляют работающие, основным доходом которых является заработная плата. Если в дореформенный период оплата труда на государственных предприятиях и в организациях устойчиво составляла 70-75% денежных доходов, то в настоящее время — менее половины. В I полугодии 1997 г. в структуре денежных доходов населения сократилась доля заработной платы наемных работников с 44,3% в 1996 г. до 41,9%, а доходы от предпринимательской деятельности выросли с 37,6 до 38,2% [6].

Таблица 19
Оплата труда наемных работников в ВВП

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
ВВП 100 100 100 100 100 100 100
Оплата труда наемных работников 49 44 37 39 38 30 32,5
Чистые налоги на производство и импорт 12 4 3 9 11 10 9,4
Валовая прибыль экономики 39 52 60 52 51 60 58,1
В том числе чистая прибыль и чистые смешанные доходы 21 42 47 35      

Социальные трансферты все более отстают по темпам от роста прожиточного минимума, в результате чего 35 млн. человек оказались отброшенными за черту бедности. Система социального страхования утратила способность к защите работающих от социального риска (болезнь, безработица, старость) [42]. Соотношение средней пенсии и прожиточного минимумам пенсионеров упало с 126% в 1994 г. до 99% в 1995 г. и до 70-78% в 1996 г. [62, № 102].

Уменьшение удельного веса доходов в виде оплаты труда и социальных трансфертов (пенсий, стипендий, пособий) адекватно увеличило долю доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности. Становится выгодней владеть собственностью, чем эффективно ее использовать.

Рост индекса потребительских цен составил в 1994 г. 2011 раз по отношению к 1990 г., а среднемесячная заработная плата в экономике увеличилась за этот же период лишь в 727 раз [53]. Далее наметилась тенденция замедления динамики потребительских цен. Так, если за 1996 г. потребительские цены на товары и платные услуги населению выросли на 21,8%, то за 1997 г. — на 11%. Опережающими темпами растут цены на потребительские товары и услуги первой необходимости.

Закрепляется тенденция опережения роста цен и тарифов на платные услуги населению, увеличения цен на товары. Цены и тарифы на платные услуги увеличились в 1 полугодии 1997 г. на 13,7 /о. Это обусловило то, что при росте общего объема розничного товарооборота в I полугодии 1997 г. на 1%, доля расходов населения на оплату услуг в потребительских услугах выросла с 23% в 1996 г. до 25% в I полугодии 1997 г. Прежде всего выросла доля жилищно-коммунальных и транспортных услуг, имеющих обязательный характер. В то же время доля услуг, связанных с услугами учреждений культуры и спорта, незначительна. В сфере платного образования объем платных услуг вырос в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 40,2%, а в сфере платной медицины — на 20,2%. Рост цен на услуги значительно обгоняет инфляцию, по которой индексируются минимальные заработная плата и пенсии [7].

Одновременно с тенденцией замедления динамики потребительских цен развивается тенденция опережения роста цен на продовольственные товары и увеличения цен на непродовольственные товары. Если в I полугодии 1997 г. потребительские цены на продовольственные товары выросли на 9,5%, то цены на непродовольственные товары — на 4%. Этим объясняется тенденция роста в товарной массе доли продаж населению продовольственных товаров. Если в 1 полугодии 1996 г. удельный вес продовольственных товаров составлял 49% в макроструктуре розничного товарооборота, то в I полугодии С.г. он составил 48% при увеличении объема розничного товарооборота на 1%.

Следствием такого типа инфляции явился резкий рост расслоения общества по накопленному потенциалу (жилье и имущество) и по уровню материального достатка, зависящего от источника доходов. Так, если в 1991 г. доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 4,5 раза превышали доходы такой же доли наименее обеспеченного населения, то в середине 1992 г. этот показатель достиг 8 раз, в 1993 г. — 11,2 раз, а в 1994 г. он возрос до 15 раз. В целом на долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходилось около 29% общей суммы денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения — 2,2%. Порядка 90 млн. российских граждан имели в течение этого периода доходы ниже среднего уровня, а за чертой бедности (доходы ниже прожиточного минимума) остались 34,6 млн. человек [42]. В 1996 г. за чертой прожиточного минимума оказались 32,5 млн. человек, а в 1997 г. — 30,7 млн. человек. Однако не следует забывать, что под прожиточным минимумом понимается уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Понятно, что пересмотр «научно обоснованных» норм на уровне физиологического минимума позволяет уменьшить количество живущих за чертой бедности.

Уровень конечного потребления большинства российских семей оказался в 10 раз меньше уровня в США. В то же время уровень потребления финансовой элиты значительно больше, чем в США. Индикатором относительного ухудшения социальной ситуации в России может служить более быстрое уменьшение среднего слоя и снижение доходов средних и малообеспеченных слоев по сравнению с доходами таких же слоев развитых государств.

Процесс дифференциации доходов приостановлен в 1995 г., однако в условиях спада производства, помимо традиционно уязвимых групп (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся и др.), в категорию бедных попадают новые большие группы экономически активного населения, способные своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния. В 1997 г. соотношение средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и такой же доли наименее оплаченных сохранилось на уровне 1996 г. и составило 24 раза.

Доля общего числа потерявших работу экономически активного населения в связи с продолжающимся падением производства возросла в 1996 г. с 7,4 до 11,5% и продолжает увеличиваться в 1997 г.

Юридическое обеспечение перехода к рыночной экономике привело к кризису неплатежей и потере контроля государства за доходами. В результате устойчивыми становятся тенденции роста уклонений от налогов государству и роста затрат общества на содержание криминальных структур.

Нарастание уклонений от уплаты налогов, являясь индикатором роста криминализации общества, в то же время сужает базу для финансирования пенсий, пособий, стипендий, отраслей социальной инфраструктуры, охватывающей образование, здравоохранение, культуру и другие виды обслуживания населения, фундаментальной науки, обороны, правоохранительной деятельности. За 5 лет постоянного снижения расходов вся бюджетная сфера пришла в упадок. Расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение сократились в 2 раза на содержание армии и флота — в 4 раза, на науку — в 10 раз, численность военнослужащих — в 2 раза.

Необходимость придерживаться низких темпов инфляции в связи с рекомендациями МВФ и отсутствие мотивов к эффективному использованию собственности заставляют господствующие слои прибегать к дефляции, перекладывающей тяготы реформ на работников наемного труда и тех, кто живет за счет социальных выплат. Для сокращения расходов в государственном и частном секторах применяются увольнения, рост задолженности по заработной плате, социальным трансфертам. Продолжает возрастать суммарная задолженность по заработной плате, причем в рекордных масштабах. Если в январе 1995 г. она составляла 110% от задолженности по выплате заработной платы в декабре 1994 г., дефлированной на индекс потребительских цен, то в январе 1996 г. — 210%, а в июне — 250% по отношению к декабрю 1994 г. В некоторых регионах выплаты задерживаются на 3-5 месяцев. Увеличивается внешняя задолженность России не для инвестирования производства, а для погашения задолженности по заработной плате. Невыплаты по заработной плате стали одной из основных причин апрельской демонстрации трудящихся в 1998 г. и смены правительства. Первоочередной задачей нового правительства становится погашение задолженности по заработной плате и своевременная ее выплата.

Наиболее высокие темпы прироста задолженности по заработной плате отличаются в отраслях социальной сферы.

В 1996 г. опасные социальные тенденции стали намечаться и в относительно благополучных сырьевых отраслях, экспортные возможности которых во многом исчерпали себя. Растущие издержки производства ТЭК в условиях валютного коридора и прямое ограничение их цен под нажимом со стороны МВФ не позволяют ТЭКу компенсировать потери от внутренней девальвации доллара за счет скрытых субсидий со стороны машиностроения и сельского хозяйства; ТЭК нашел выход в наращивании задолженности по заработной плате на одного работника [62, № 102]. Если темп прироста суммарной задолженности по заработной плате в производственных отраслях составил в 1996 г. 4%, то наиболее высокие темпы прироста отмечались в угольной (12%), газовой промышленности (19%), электроэнергетике (13%) и сельском хозяйстве (10%). Повышение мировых цен на нефть вызвало новый виток роста его задолженности казне и собственной рабочей силе.

Рост доли бедного населения России сопровождается расслоением наемных работников по профессиональному признаку и региональной принадлежности. В табл. 20 приведены данные соотношения среднемесячной заработной платы по отраслям экономики.

Анализ выявляет значительное опережение темпов роста среднемесячной заработной платы в сырьевых отраслях и финансово-кредитной сфере экономики по сравнению с машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, сельским хозяйством, образованием, здравоохранением, культурой и наукой. Оплата труда в топливных отраслях превышает среднепромышленную более чем вдвое, а среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере не превышает 60% от средней в промышленности.

Зарплата большинства работников бюджетной сферы в течение нескольких лет держится ниже прожиточного минимума. Разрушаются научные школы, падает качество подготовки подрастающего поколения, сокращается средняя продолжительность жизни как следствие недофинансирования системы здравоохранения. Секвестирование бюджета, прошедшее в 1997 г., прежде всего сократило финансирование отраслей социальной сферы. В 1998 г. в связи с мировым финансовым кризисом и падением цен на нефть ожидается большое сокращение численности занятых в культуре, образовании и здравоохранении.

Складывающаяся ситуация в распределении доходов между отраслями экономики служит индикатором стимулирования сырьевой ориентации экономики России и финансово-кредитной деятельности за счет уменьшения доходов других отраслей.

Неравномерность размещения сырьевых отраслей и кредитно-финансовых структур по территории России и резко возросший суверенитет регионов усиливают их дифференциацию по уровню денежных доходов населения. К группе территорий с более высокой покупательной способностью денежных доходов (соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума) относятся регионы, в структуре экономики которых основной удельный вес занимают добывающие отрасли промышленности. Заметно выделяются Москва и Санкт-Петербург, где сосредоточена основная сеть банковских и кредитно-финансовых структур. К группе территорий с низкой покупательной способностью денежных доходов относятся преимущественно сельскохозяйственные регионы и регионы с преобладанием отраслей машиностроения и легкой промышленности [42, С. 10]. Если в декабре 1991 г. разрыв в доходах «богатых» и «бедных» территорий составлял 3,2 раза, то в 1995 г. — уже 6 раз [62, № 102].

Таблица 20
Соотношения среднемесячной заработной платы работников по отраслям экономики за период 1990-1994 гг. (в %)

  1990 1991 1992 1993 1994
Всего в экономике 100 100 100 100 100
Промышленность 103 111 118 108 104
Электроэнергетика 120 168 221 209 205
Топливная промышленность 147 180 290 254 237
Цветная металлургия 144 177 250 216 198
Машиностроение и металлообработка 100 97 87 82 80
Легкая промышленность 82 105 85 70 53
Сельское хозяйство 95 84 66 61 50
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 67 76 66 76 76
Образование 67 71 61 68 69
Культура и искусство 62 67 52 62 62
Наука и научное обслуживание 113 90 64 68 78
Кредитование, финансы, страхование 135 180 204 243 208

Сокращение дефицита дохода, оцениваемого в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения доходов малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума, сократился на 24%, что, учитывая продолжающийся спад производства, означает текущее «проедание» инвестиционных возможностей и рост внешней задолженности страны.

Неравенство доходов регионов возрастает ежемесячно. Этим объясняется резкое обострение ситуации на Кавказе. Локализация в определенных группах общества и в отдельных регионах застойной бедности увеличивает вероятность непредсказуемого поведения и служит индикатором опасных социальных тенденций, грозящих безопасности государства. В то же время правительство, следуя курсу экономических реформ, вынуждено дистанцироваться от социальных проблем регионов, ускоряя процесс разрушения страны.

Легальную оппозицию на местах все больше дополняют властные структуры, пытающиеся спастись чрезвычайными мерами: вводятся свои деньги, запрещается вывоз энергетического сырья. Сформировалась группа субъектов Федерации, которая организованно и почти в ультимативной форме требует смены экономического курса, так как в противном случае распад Федерации неизбежен. Выжить по отдельности не сможет никто. О необходимости смены курса заявляют и некоторые олигархи.

Во многих странах СНГ социальная ситуация ухудшается более быстрыми темпами, чем в России, что угрожает внешней безопасности России. Обострение социальной ситуации в Таджикистане привело к открытому военному конфликту, который должен рассматриваться как угроза национальным интересам России.

Таким образом, все социальные индикаторы указывают на нарушение принципа справедливости распределения благ и ухудшение экономической безопасности России, если сохранится нынешний курс реформ.

Резюме

  • Анализ социальных индикаторов выявил следующие негативные тенденции социально-экономического развития России: стимулируется выгодность владения собственностью, а не эффективное ее использование; увеличивается доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума, быстро уменьшается средний слой; устойчиво растут уклонения от налогов государству и криминализация экономики; сужается база для финансирования отраслей социальной инфраструктуры, увеличивается безработица, растет задолженность по заработной плате и по социальным трансфертам; увеличивается расслоение населения по профессиональному признаку и по региональной принадлежности с локализаций застойной бедности в определенных группах общества и в отдельных регионах, что служит индикатором опасных социальных тенденций, грозящих внутренней безопасности государства.
  • Уровень конечного потребления большинства российских семей все более отстает от уровня потребления большинства граждан других государств, а уровень потребления финансовой элиты превышает уровень потребления богатых слоев мирового сообщества;
  • В странах СНГ (Молдавия, Украина, Грузия и др.) складывается более острая социальная ситуация, чем в России, переросшая в Таджикистане в военный конфликт, что угрожает внешней безопасности России.
  • Основными причинами ухудшения социальных индикаторов являются резкая смена экономического курса и потеря контроля за доходами и ценами; использование инфляции для дешевой распродажи госсобственности и перераспределения доходов в пользу предпринимателей; опережающие темпы роста цен на продукты и услуги первой необходимости; рост государственного долга, бюджетного дефицита; стимулирование спекулятивной финансовой деятельности; перераспределение доходов между отраслями и регионами посредством ценовых диспропорций в пользу сырьевых отраслей, финансово-кредитной деятельности и регионов, где концентрируется размещение приоритетных отраслей с точки зрения интересов транснационального капитала.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки