|
Колонизация страны, находящейся под властью какого-либо государства, означает ее экономическую и политическую зависимость. Она может осуществляться как лишением, так и формальным сохранением государственного суверенитета, но обязательно с проведением экономической политики, выгодной метрополии и угнетающей коренное население. История свидетельствует, что колонизация, совершаемая цивилизованными народами обманом и грубым насилием для достижения своих эгоистических целей, прикрываемых фразами о культурной миссии, ведет к нищете и вымиранию коренного населения.
При первоначальном накоплении капитала колониальные захваты осуществлялись европейскими державами для установления монополии в торговле между Востоком и Западом, эксплуатации коренного населения и расхищения их богатств. В период домонополитического капитализма колонии представляли собой важные рынки сбыта европейских товаров и источники сырья для капиталистических промышленных метрополий. К концу XIX в. был завершен территориальный раздел мира и сложилась колониальная система империализма. Перед первой мировой войной в колониях Англии проживало 393,5 млн. человек; во Франции — 55,5 млн. человек; в Германии — 12,3 млн. человек.
После первой мировой войны и национально-освободительных войн колониальные захваты стали прикрываться мандатом Лиги Наций. Например, Англия получила мандат на Ирак и Палестину; Франция — на Сирию и Ливан. После второй мировой войны, когда от колониального ига освободилась примерно половина населения земли, возникла система опеки под наблюдением ООН. В период вывоза капитала формально независимые страны, получая помощь, займы, кредиты, субсидии, находятся в экономической и политической зависимости государств-кредиторов и, следовательно, продолжают входить в колониальную систему. Они становятся аграрно-сырьевыми придатками метрополий, главными источниками их монопольных прибылей и потому важными для них в стратегическом отношении. Как правило, экономике этих стран придается однобокий вид и задерживается рост производительных сил.
Если после второй мировой войны в развитых странах основной целью денежно-кредитной политики являлось анитициклическое регулирование, то в развивающихся странах — структурная перестройка хозяйства и преодоление экономической отсталости. Со второй половины 60-х гг. развернулась экспансия транснациональных монополий и банков в развивающиеся страны. Корпоративный доход частично реинвестируется, а частично переводится в форме прибылей, процентов по предоставляемым займам и дивидендов по акциям в страны базирования монополий. Вывоз доходов от иностранных инвестиций отрицательно сказывается на платежном балансе развивающихся стран, вынужденных прибегать к импорту иностранных инвестиций и уплачивать за это все большие проценты и прибыли, обостряя проблему задолженности. Для защиты интересов национальной экономики от стихийных колебаний валютного курса, валютной спекуляции и решения проблемы задолженности развивающиеся страны вводят валютные ограничения по операциям платежного баланса, применяют множественность валютных курсов. На конец 1980 г. валютные ограничения существовали в 91 стране из 113 развивающихся стран-членов МВФ [61].
Обычно при введении валютных ограничений в сфере внешней торговли экспортеры должны сдать всю или часть валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу, а продажа иностранной валюты импортерам лицензируется. В сфере расчетов по невидимым статьям платежного баланса ограничиваются права физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте и требуется специальное разрешение валютных властей для ввоза, вывоза и обмена валюты. В сфере движения капиталов устанавливается государственный контроль над иностранными инвестициями, вывозом капиталов и прибылей. Предоставляемые для стимулирования притока иностранного капитала льготы также контролируются государством, что дает возможность валютным органам обеспечить целевое расходование валютных средств на реализацию национальной стратегии экономического развития.
К началу 80-х гг. масштабы заграничного производства транснациональных монополий превысили объем экспорта товаров у США в 5,3 раза. Под их контролем находится около 60% внешнеторгового оборота. Их ликвидные ресурсы превысили в 2 раза объемы валютных резервов капиталистических государств. Деятельность главных посредников — транснациональных банков, практически разделивших международный рынок ссудных капиталов, способствует росту задолженности развивающихся стран. Их доля во внешней задолженности, составлявшая 20% в 1967 г. выросла до 40% в 1976 г., 55% в 1982 г. и продолжает неуклонно расти. В конце 70-х гг. в Бразилии господствуют 63 банка США. В Азии каждое третье иностранное банковское отделение принадлежит США, шестое — Японии. В странах Африки преобладают отделения бывших метрополий — Великобритании, Франции, Бельгии. К началу 80-х гг. по числу отделений в зарубежных странах лидирует Бэнк оф Америка [61].
Для покрытия дефицитов платежных балансов, стабилизации курсов и координации валютно-финансовой политики около 55 развивающихся государств участвовали в таких платежных и финансовых союзах, как Арабский валютный фонд, Андский резервный фонд, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Центрально-американский фонд валютной стабилизации, Западно-африканский валютный союз и др.
Повышение процентных ставок на международном рынке ссудных капиталов в 80-х гг., падение цен на сырье и усиление протекционистских мер развитых государств вызвали в 80-е гг. кризис платежеспособности развивающихся стран, когда внешняя задолженность развивающихся стран превысила их экономические возможности по погашению, высокие проценты стали «съедать» поступления от экспорта. Получив кредиты в период небольшого уровня процентных ставок, развивающиеся страны были вынуждены платить по ним чрезвычайно высокие проценты — до 18-20%. В 1982-1983 гг. внешняя задолженность развивающихся стран составила около 350 млрд. долл. США. О своей неплатежеспособности заявили почти все страны Латинской Америки, прекратившие платежи. Их внешний долг продолжал расти. Круг неплатежеспособных стран расширяется. В 1984 г. их было около 40, в 1985 г. объем внешнего долга развивающихся стран составил примерно 1 трлн. долл [61].
Несмотря на активизацию действий ООН, ее институтов — ЮНК-ТАД и ЮНИДО, получившей с 1979 г. статус специализированной организации по содействию индустриализации стран «третьего мира», определяющую роль в регулировании вывоза капитала в развивающиеся страны и их задолженности играют МВФ и Всемирный банк. Чем больше задолженность страны, тем на более жестких условиях предоставляется заем. Займы классифицируются МВФ по траншам, каждая из которых равна 1/4 части квоты страны-заемщика. В первой части (25% квоты) — золотая часть или резервная часть, заем выдается автоматически. Вторую часть займа фонд предоставляет либерально, однако страна должна предоставить программу по ликвидации внешнего дефицита. Для предоставления следующих долей займа МВФ должен одобрить экономическую программу страны-заемщика, особенно в области борьбы с инфляцией. Для противостояния валютным спекуляциям и защиты паритета национальной валюты МВФ на основе соглашения типа «stand-by» определяет кредитную линию по сумме и срокам стране-заемщику.
В результате такой деятельности МЗФ происходит многократное увеличение денежной массы. Так как доллары служат залогом для многочисленного выпуска денег в других странах, то для удовлетворения расширяющегося спроса на доллары, платежный баланс США имеет дефицит и является источником инфляции. Получается, что эта система подчиняет развитие мировой экономики решениям одной страны по девальвации или ревальвации долларов, по увеличению или снижению учетных ставок, т.е. в целом от проводимой этой страной экономической политики. Понятно, что США всегда будут отдавать предпочтение целям внутренней экономики мировой. Поэтому такая система, по мнению многих, несправедлива.
Для выхода из кризиса страны-кредиторы осуществляют переоформление задолженности, консолидацию займов и навязывают странам-должникам программы оздоровления экономики по свертыванию государственного сектора и поощрения частного предпринимательства, либерализации внешней торговли и доступа иностранных инвестиций на национальные финансовые рынки, достижения сбалансированного бюджета с сокращением расходов и увеличением налогов, проведения жесткой денежно-кредитная политики с высокими учетными ставками и банкротством убыточных производств. Такие же условия при выделении денег ставят МВФ и Всемирный банк. Таким образом усиливается экономическая зависимость развивающихся стран и на некоторое время отодвигается решение проблемы задолженности.
Эти меры воспроизводят и усиливают главенствующую роль США в организации мировой экономики. В то время, как США могут иметь дефицит платежного баланса, другие страны должны принимать меры к его восстановлению посредством борьбы с инфляцией, сокращения импорта и инвестиций за границу, увеличения процентных ставок, девальвации национальной валюты и других мер, рекомендуемых МВФ и Всемирным банком. Борьба с инфляцией, источником которой является дефицит платежного баланса США, осуществляется на фоне снижения инвестиционной активности, роста безработицы и усиления расслоения на богатых и бедных во всех странах [85]. Такая международная экономическая стратегия неизбежно сопровождается усилением нестабильности в мировой экономике, субрегиональными финансовыми кризисами и в перспективе ведет к глобальному всемирному кризису, если не будет реализована альтернатива.
Для стран, получивших независимость, альтернативой колонизации была экономическая стратегия СССР с плановым хозяйствованием. Для них кардинальным становится вопрос о собственности на средства производства, и прежде всего на землю. Как правило, развивающиеся страны, ориентировавшиеся на экономическую стратегию СССР, увеличивали государственный сектор в экономике и приступали к разработке перспективных планов. Этим странам было сложней, чем СССР, так как им нужно было учитывать баланс интересов внутри страны, степень зависимости экономики от ввозимых ресурсов и иностранного капитала. Понятно, что на этом пути они делали ошибки. Кроме того, нерешенность экономических проблем в СССР и его отказ от собственной стратегии развития определили нерешенность проблем планирования в странах, выбравших советский курс, что в конце концов привело к постепенному отказу от планирования и усилению зависимости развивающихся стран от промышленно развитых стран.
Рассмотрим эволюцию послевоенного развития некоторых крупных развивающихся стран Латинской Америки и Азии.
Бразилия [17, 80, 89].
После второй мировой войны в Бразилии создается крупный государственный сектор. Курс был взят на индустриализацию, на превращение аграрной страны в супердержаву. С этой целью разрабатываются пятилетние планы. На рубеже 60-70-х гг. темпы экономического роста составили 10-15% и приоритетным направлением становится ядерная энергетика. Нерешенность проблем внутреннего ценообразования определила недостаточность уровня внутренних накоплений. Важнейшие средства инвестирования — инфляция, рост государственного долга.
«Бразильское чудо» было сорвано энергетическим кризисом 70-х гг. Являясь крупным импортером нефти, Бразилия из-за повышения учетных ставок в США была вынуждена интенсивно использовать иностранные кредиты в середине 70-х гг. К 80-м гг. резко увеличивается ее внешний и внутренний государственный долг. Уровень инфляции в 1983 г. превысил 100%. Совместно с МВФ в 1983-1984 гг. разрабатывается программа финансовой стабилизации, усиливающая зависимость Бразилии от иностранного капитала.
В конце 80-х гг. в Бразилии наблюдаются низкие темпы экономического роста, увеличение дефицита бюджета, замораживание цен и заработной платы, увеличение импорта для поддержки внутренних цен. Вынужденной экономической стратегией Бразилии становится рост внешних заимствований и согласование национальной экономической политики с МВФ. В 90-х гг. в стране проводится денежная реформа с замораживанием цен, повышаются налоги, отменяются субсидии, осуществляется приватизация государственного сектора и либерализуется внешняя торговля. За годы реформ значительно выросла безработица, на 1 /4 снизилась покупательная способность заработной платы и увеличилось социальное расслоение. На долю 10% самых богатых приходится 51% национального дохода Бразилии.
Бразилия входит в южноамериканский общий рынок — блок «МЕРКОСУР» Латиноамериканской ассоциации интеграции, куда входят еще Аргентина, Парагвай и Уругвай.
Чили [13].
В 1970 г. с избранием Альенде быстрыми темпами стала осуществляться национализация собственности на средства производства, на долю которой стало приходиться до 70% ВВП. Проблема безработицы смягчилась, но чтобы справиться с выкупом акций у частников, был запущен печатный станок и набирала высокие темпы инфляция. Зависимость экономики Чили от внешних факторов и недовольство граждан — все это было использовано для установления в 1973 г. военного режима, реализующего рекомендации МВФ по «шоковой терапии». Модель рассматривается как успешное явление, рекомендуемое другим развивающимся странам и бывшим социалистическим странам.
Экономической стратегией государства становится полное открытие национальной экономики иностранным интересам. С этой целью осуществляется приватизация государственной собственности и обеспечивается господство рыночной стихии в экономике. В результате институциональных преобразований спад производства достиг уровня 50-х гг., вырос бюджетный дефицит и внешняя задолженность. Для рекламы модели все покрывалось кредитами США. Лишь в конце 70-х гг. в Чили сумели сдержать инфляцию.
За период 1974-1989 гг. среднегодовой прирост в Чили составил 3,1%, а по Латинской Америке — 4%). За этот период большой урон был нанесен ее природным ресурсам — исчезла морская фауна, нерационально использовался лес. Уменьшились конкурентные сезонные преимущества Чили из-за прогресса генной инженерии и биотехнологии по производству синтетических продуктов и укрепления способности развитых стран к самообеспечению сельскохозяйственной продукцией. Автоматизация производства в развитых странах уменьшает преимущества недорогой рабочей силы Чили на внешнем рынке. За счет отчуждения национальной собственности осуществляется выплата процентов по иностранному долгу. Иностранные капиталы не гарантируют повышения эффективности экономики, так как они сводятся к приобретению уже существующих предприятий.
Опыт применения стратегии показал, что недоразвитый капитализм сохраняется между двумя полюсами — международной интеграцией и социальной дезинтеграцией внутри страны, выразившейся в углублении неравенства, росте бедности, извращении ценностей, подъеме своекорыстной конкуренции и эгоизма. Если в 1969 г. обездоленные в Чили составляли 8,4% населения, то в 1987 г. — 22,6%. Доля заработной платы в ВВП, выросшая с 50% в 1970 г. до 60% в 1971 г., снизилась за годы реформ и составила 38% в 1989 г. Глобализация обернулась для страны ростом дефицита, внешний долг составил 4/5 ВВП.
Корректировка экономического курса Чили началась в 80-х гг. Был введен государственный контроль на товары первой необходимости, за движением капиталов, внешней торговлей, и стали оказывать поддержку сельскому хозяйству. В 90-х гг. в результате повышения координирующей деятельности государства уменьшилась безработица. По мнению ряда чилийских сенаторов, «следует перестать бояться таких слов, как планирование, приоритеты государства». Целями правительства Фрэя, взявшего курс на национальное примирение, провозглашено достижение большей демократии, большей справедливости, большей эффективности труда.
Чили входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции. Ее участие в Андской корпорации развития, созданной согласно Андскому пакту в 1973 г. совместно с Боливией, Колумбией, Перу и Эквадором для стимулирования процесса экономической интеграции в субрегионе посредством распределения инвестиций, было прекращено в 1976 г. из-за военного режима и нанесло большой вред стране. В 1996 г. было подписано соглашение о присоединении Чили к МЕР-КОСУР в качестве ассоциированного члена.
Мексика [27, 72, 77, 81].
В 50-х гг. экономисты Мексики ориентировались на латиноамериканскую теорию экономического роста, согласно которой индустриализация способна обеспечить независимость Латинской Америки. В соответствии с этой теорией расширялось государственное влияние на экономику и в 60-е гг. Мексика из отсталой аграрной страны превратилась в аграрно-индустриальное государство.
После обнаружения в 1977 г. новых нефтяных месторождений страна стала экспортером нефти. Экономической стратегией Мексики становится заимствование крупных внешних кредитов для инвестирования денег в экспортоориентированные предприятия. В результате увеличивался государственный долг, ухудшалось положение предприятий, ориентированных на внутренний рынок. С середины 70-х гг. до 1983 г. ее платежный баланс хронически пассивен. В связи с кризисом внешней задолженности в 1983-1984 гг. страна резко сократила затраты на импорт и достигла положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса, но баланс движения капиталов был сведен с пассивным сальдо в 1 млрд. долл. Чистый отток за границу прибылей от иностранных инвестиций и уплата процентов по внешней задолженности достигли 12,3 млрд. долл.
Начиная с 1986 г. Мексика проводит политику открытой экономики и приватизации государственного сектора. В результате импортной экспансии с национального рынка вытесняется отечественная продукция, что неблагоприятно сказалось на производстве. Падение курсов акций и банкротство производителей, ориентированных на внутренний рынок, высокие темпы инфляции из-за роста цен на импорт снижали жизненный уровень. Вырос внешнеторговый дефицит, покрываемый за счет внешних источников, и увеличились расходы по обслуживанию государственного долга. Государство сокращало расходы, замораживало заработную плату и обостряло тем самым социальные проблемы.
В структуре иностранных инвестиций стали преобладать портфельные инвестиции, идущие не на развитие производства, а на финансовые спекуляции, что создавало угрозу бегства денег в любой момент. Падение курса доллара в 1994 г. вызвало крах на американском рынке облигаций. Учреждение на рынке долгосрочных выгодных ставок побудило ранее выгодные мексиканские вложения устремиться в США. Кризис оказался неожиданным для Мексики. Поддержка фиксированного курса мексиканского песо стала невозможной. Боясь угрозы сокращения притока иностранных инвестиций, правительство повысило процентные ставки по государственным облигациям. Для создания видимости благополучия США открыли кредит и на выборах победил кандидат от правящей партии, что означало продолжение курса реформ. После этого банкиры объявили о значительном снижении уровня валютных резервов и банк Мексики, прекративший интервенции на валютном рынке, провел девальвацию песо почти на 50%.
Для выхода из кризиса в Мексике была заморожена заработная плата, что, учитывая рост цен, привело к реальному ее сокращению на 1/3, были сокращены государственные расходы. Началось массовое банкротство предприятий автомобилестроения, рост уровня безработицы. Опасаясь разрастания кризиса, международные организации предоставили 50 млрд. долл. для привлечения портфельных инвестиций в экономику Мексики. При этом были выдвинуты требования по продолжению приватизации и сокращению государственных расходов, обеспечению кредиторов полной информацией о стране и распоряжения американской стороной счетами, куда поступали доходы от экспорта мексиканской нефти. Привлечение новых инвестиций для укрепления песо ведет к увеличению государственного долга и последующей его девальвации. Усиливается неравномерность в распределении богатств. Если в 1984 г. на беднейшую часть населения приходилось 16% национального дохода, то в 1994 — 21%. Меньшинство страны все более зависит от США, а большинство все более страдает от кризисов.
Мексика входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в интернациональный блок НАФТА (США, Канада, Мексика).
Индия [21].
В 1947 г. Индия получила статус независимого государства. Под руководством Неру приступила к индустриализации экономики за счет укрепления государственного сектора и применения перспективного планирования. Под контролем государства оказались все ключевые отрасли, находившиеся в собственности монополий. Социалистический подход по Неру означал плановое развитие экономики с опережающим развитием госсектора для целей индустриализации.
В течение этапа стабилизации, продолжившегося до середины 50-х гг., иностранный капитал в Индии был взят под контроль. Интенсивный этап индустриализации продолжался с середины 50-х до середины 60-х гг. В течение этого периода, благодаря политике протекционизма, были созданы импортозамещающие отрасли, продукция которых сокращала импорт. Далее начался этап подтягивания сельского хозяйства и мелкого производства к крупному. Начиная с 1985 г. приоритетной целью экономической политики Индии становится развитие инфраструктуры. Нехватка внутренних накоплений определила рост внешней задолженности Индии.
В 1989 г. Индия становится одним из самых больших из развивающихся стран получателем иностранной помощи. С 1991 г. в стране взят курс на либерализацию национальной экономики, сохраняя при этом валютное и импортное регулирование, контроль за иностранным капиталом для уменьшения его влияния на национальную экономику и ограничения прибыли, уходящей за рубеж. Большинство крупных предприятий Индии продолжает оставаться в госсекторе. Для их развития используются методы планирования, осуществляются государственные ассигнования через бюджет.
Индия входит в Азиатский клиринговый союз, в котором часть валютных расчетов с Бангладеш, Бирмой, Ираном, Пакистаном и Шри-Ланкой осуществляется на условиях клиринга. Индия производила двусторонние клиринговые расчеты в индийских рупиях с рядом социалистических стран и с Непалом (по резидентским счетам в индийских рупиях).
Южная Корея [14, 15, 30, 67].
Сегодня эта страна относится к числу индустриальных. Однако, учитывая ее колониальное прошлое и рост зависимости от иностранных инвестиций, логично рассмотреть развитие этой страны в данном разделе.
На рубеже 50-60-х гг. Южная Корея находилась на одном из последних мест в списке беднейших стран мирового сообщества. Дефицит торгового баланса ложился тяжелым бременем на национальную экономику, ставя ее в зависимость от иностранной помощи из ООН и США. Безработица охватывала почти половину населения.
После военного переворота в 1961 г. к власти приходит генерал Пак Чжон Хи, который выбирает стратегию быстрого повышения темпов экономического роста за счет централизованного экономического планирования. Главной задачей генерала было заставить бизнес работать на план. Поэтому свои преобразования генерал начал с ареста ведущих бизнесменов страны и угрозы суда над ними с конфискацией имущества. Часть средств самых крупных финансовых магнатов генерал конфисковал в пользу государства. Частное предпринимательство было поставлено системой государственного планирования в жесткие рамки, содействующие экономическому прогрессу страны, а не самовозрастанию капитала. Взамен прежних компаний были учреждены новые, в которых государство получило значительную долю акций. Весь приток иностранного капитала был поставлен под контроль правительства.
Планирование в Южной Корее включало не только выбор приоритетов экономического развития, но и детализированный инструментарий для своевременного перераспределения ресурсов между отраслями. Планирование опиралось на жесткую централизацию в руках государства финансовых ресурсов, жесткое налоговое законодательство и жесткий контроль за банковской системой со стороны государственных органов. Судьба каждого предприятия могла решаться из центра.
В течение трех пятилеток (1961-1976) закладывался фундамент индустриализации и увеличивалась занятость населения. Для улучшения состояния платежного баланса расширялся экспорт. Но нарушение экономического равновесия в пользу промышленности за счет сельского хозяйства привело к увеличению импорта продовольствия. Сказалось низкое качество планирования и нехватка внутренних накоплений. Высокие темпы развития экономики требовали инвестиций, значительную часть которых составляли иностранные. Из-за роста цен на ввозимые товары внешнеторговый дефицит страны продолжал увеличиваться. Резкое повышение цен на нефть нарушило все плановые расчеты и вызвало большой рост внешней задолженности. Южная Корея становится на путь экспортоориентированной экономики.
Четвертый пятилетний план (1977-1981) проходил в условиях очередного скачка цен на нефть и усиления протекционизма в западных странах. Убийство президента и неурожай 1980 г. усилили экономический кризис. Целевыми установками пятого пятилетнего плана (1982-1986) становятся либерализация государственного регулирования сфер торговли и финансов для борьбы с инфляцией, сокращения внешней задолженности, улучшения торгового баланса. При осуществлении шестого пятилетнего плана продолжилась либерализация внешней торговли, финансовых отношений, облегчен доступ иностранных банков на национальный рынок. Достигнув в 1988 г. положительного сальдо внешнеторгового баланса, нагрузка на финансовую систему Южной Кореи продолжает оставаться значительной из-за большого размера внешнего долга и уплаты процентов по всем займам и кредитам.
Южная Корея является членом межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданного по инициативе Австралии в 1989 г. Он насчитывает 18 членов: Австралия, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Южная Корея Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сингапур США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Объемы торговли в регионе оцениваются в миллиарды долларов. Задача АТЭС — стать крупнейшей в мире региональной экономической группировкой и достижения к 2020 г. свободного движения товаров, капиталов и услуг. Финансовое неблагополучие Южной Кореи и диспропорциональность в ее развитии сделали ее жертвой финансового кризиса, охватившего летом 1997 г. азиатские страны АТЭС. Во время кризиса внешний долг Южной Кореи достиг 100 млрд. долл. Своевременная выплата долгов Южной Кореей будет зависеть от эффективности ее сотрудничества с МФВ и выполнения ею условий фонда [63, за 25.11.97].
Индонезия [2, 16].
После получения статуса независимости правительство Индонезии стало предпринимать попытки к обеспечению комплексного развития народного хозяйства. Экономической стратегией Индонезии становится достижение самообеспечения страны продовольствием для сокращения его импорта.
С этой целью составлялись перспективные планы национального развития. Однако из-за недостаточного уровня производства и качества планирования планы выполнены не были. Государство было вынуждено продолжать закупать значительные размеры этих продуктов за рубежом. В 70-х гг. было принято таможенное регулирование и законодательство, стимулирующее местные капиталовложения и ограничивающее иностранные инвестиции. Правительство предпринимало меры для увеличения производства экспортной продукции, промышленной продукции, для ослабления проблемы безработицы, а также производства риса, размеры производства которого увеличились, но намного отставали от запланированных. Были приняты меры по развитию импортозамещающих отраслей и поддержке позиций местного частного капитала в национальной экономике.
Чтобы избежать сильной зависимости от экспорта нефти и традиционных сельскохозяйственных товаров, в третьей пятилетке (1979/ 1980 - 1983/1984 гг.) был осуществлен переход к этапу экспорториентации производства ряда отраслей обрабатывающей продукции. С этой целью в 1978 г. была девальвирована на 1/3 рупия по отношению к доллару США, но это подстегнуло темпы инфляции.
В начале 80-х гг. резко активизировался иностранный капитал в добыче нефти и газа, в результате чего Индонезия вышла на одно из первых мест в мире среди производителей и экспортеров природного газа. Снижение цен на нефть нанесло сильный удар по платежному балансу страны и государственному бюджету. В 1982 г. валютные запасы страны упали почти вдвое, правительство девальвировало национальную валюту и резко увеличилась внешняя задолженность Индонезии. Этому способствовало и повышение ставок банковского процента в США, куда произошел отлив капиталов из Индонезии. Правительство Индонезии было вынуждено повысить ставки банковского процента с 16,5 до 26%, что снизило масштабы инвестиций.
Увеличилось налогообложение, стали сокращаться государственные расходы. Несмотря на ежегодный прирост производства риса на 5%, правительство так и не смогло реализовать цель полного самообеспечения страны продовольствием и продолжило его импорт. Индонезия осталась пассивно зависимой от спроса на ее товары на мировом рынке с преобладанием в обрабатывающей промышленности отраслей II подразделения. В плане (1984/1985 -1988/1989 гг.) вновь была предпринята попытка усиления экспортной ориентации с предоставлением льгот тем инвесторам, кто работает на внешний рынок. Спад цен на нефть в 1986 г. вызвал еще одну девальвацию рупии. Сохраняя высокую роль государства в экономике страны, все более активно привлекается в страну иностранный капитал.
Очередной этап в конфронтации Ирака с США помог Индонезии увеличить доходы от вывоза нефти, но среднегодовые темпы прироста импорта почти в два раза превышают темпы экспорта. Внешнеторговый дефицит платежного баланса увеличился. Он компенсировался интенсивным притоком иностранного капитала, что сдерживало обесценение индонезийской рупии. В связи с активным притоком иностранного капитала Центральный банк страны понизил учетную ставку в 1996 г. с 15,25 до 14,75%, чтобы не допустить повышения обменного курса рупии.
Индонезия является членом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). С учреждением Коммерческого банка в 1981 г. АСЕАН становится субрегиональной финансовой корпорацией, на деятельность корпорации большое влияние оказывает японский капитал. Целью организации становится содействие координации инвестиционной политики ее стран-членов. АСЕАН имеет специально учрежденные комитеты для переговоров с ГАТТ и ЕС. После присоединения к АСЕАН Бруней и Вьетнам наступил новый этап в ее развитии как единого региона. Экономической стратегией АСЕАН становится создание зоны свободной торговли путем ликвидации таможенных и других барьеров между странами-членами Ассоциации и привлечение иностранных инвестиций.
Однако при дешевой рабочей силе и интенсивном притоке иностранных инвестиций странам Восточной Азии не удалось обеспечить
достаточный рост эффективности производства. Падение цен на электронику в 1996 г., являющейся ведущей статьей вывоза ряда стран АСЕАН в Северную Америку и Европу, а также повышение курса валют ряда стран, особенно по отношению к Японии, усилило конкуренцию со стороны японской продукции на мировых рынках. В то же время заниженный курс юаня стимулировал китайский экспорт и притормозил экспорт других стран Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Индонезия является также членом межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданного по инициативе Австралии в 1989 г. Он насчитывает 18 членов: Австралия, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Объемы торговли в регионе оцениваются в миллиарды долларов. Задача АТЭС — стать крупнейшей в мире региональной экономической группировкой и достичь к 2020 г. свободного движения товаров, капиталов и услуг.
Высокие темпы экономического роста азиатских стран-членов АТЭС скрывали их нарастающие диспропорции и финансовое неблагополучие. Власти этих стран смирились с быстрорастущей зависимостью национальных экономик от краткосрочного, в основном спекулятивного капитала. Источником кризиса явилось неконтролируемое развитие финансовой системы, оторванное от процессов в реальном секторе экономики и обслуживающее перегретый рынок недвижимости в интересах коррупции. Так же, как для финансовых кризисов в странах Латинской Америки в 80-е гг. и Мексики в 1994 г., характерной чертой финансового кризиса в азиатских странах-членах АТЭС стал резкий рост краткосрочной иностранной задолженности в предкризисный период. По данным БМР, краткосрочная задолженность Таиланда банкам развитых стран составляла на 1 июля 1997 г. 45,6 млрд. долл. из общего долга в 69,4 млрд. долл., Индонезии — 34,7 млрд. долл. из 58,7 млрд. долл., Тайваня — 22 млрд. долл. из 58,7 млрд. долл. [63, за 26.02,1997]. После замедления или вовсе прекращения краткосрочного финансирования иностранными инвесторами произошел обвал на фондовых рынках и вынужденная девальвация национальных валют в июле 1997 г. для стимулирования экспорта и ликвидации дефицита валютных поступлений.
Вместо расточительства валютных резервов на поддержание курса национальной валюты, Центральный банк Индонезии ввел «без боя» свободно колеблющиеся курсы валют. Как всегда в подобных случаях, были увеличены процентные ставки, сокращены расходы бюджета и обещана большая дерегуляция национальной экономики. В начале января 1998 г. Индонезия для получения второго транша резервного кредита МВФ разработала пакет по либерализации национального банковского сектора и стремится выполнить свои обязательства по перестройке финансовой системы в кратчайшие сроки. Следуя обещаниям МВФ, правительство Индонезии приступило к либерализации торговли и инвестиций. Объявлено об отмене ограничений на импорт судов, создании отделений иностранных банков и совместных предприятий. Отменены все налоговые и таможенные льготы, предоставленные в рамках помощи автомобилестроению, и дотации авиастроению.
Во время финансового кризиса резко упали по отношению к доллару курсы других азиатских стран-членов АТЭС: таиландского бата, филиппинского песо, тайваньского и сингапурского долларов, южнокорейского вона. Для поддержки стабильности национальных валют на состоявшемся в декабре 1997 г. саммите страны-члены АСЕАН призвали индустриально развитые страны оказать мировым финансовым институтам массированную помощь. Япония заявила о выпуске государственных облигаций на сумму 18 млрд. долл. для реализации программы государственных гарантий инвестиционным проектам японских предприятий в регионе. Китай подчеркнул, что он не собирается девальвировать юань, так как намерен поддержать финансовую стабильность в регионе. Премьер-министр Малайзии призвал к активизации торговли внутри АСЕАН.
Колебания на валютных и фондовых биржах привели к заметному подешевлению корпоративных ценных бумаг стран ЮВА и укреплению в них позиций западных инвесторов. Скупку акций, продававшихся ниже номинала, активно осуществляли американские инвестиционные фонды, занимающиеся биржевыми спекуляциями, в том числе фонд Сороса.
МВФ предоставил срочную помощь жертвам кризиса. Ожидается, что общий объем помощи в два раза превысит 48 млрд. долл., полученных в 1995 г. Мексикой во время кризиса песо. Условиями займов являются обычные для МВФ требования либерализации экономики, жесткой финансовой и денежно-кредитной политики и отделения олигархии от государства. Эти требования, по мнению руководителей государства, возвращают их в колониальное прошлое.
Президент Всемирного банка Вулфенсон оценил совокупный ущерб, нанесший банковскими кризисами в последние 10 лет, в 250 млрд. долл. [19, за 27.11.97]. Оставаясь убежденным в том, что глобализация перераспределила богатства в пользу развивающихся стран, он предупредил о новых потрясениях в последующие 20 лет. В качестве причин кризиса Вулфенсон назвал непрофессиональные действия правительств — отказ от контроля за движением капиталов, который привел к тому, что «банки занимали гигантские необеспеченные суммы или раздавали кредиты на сомнительные цели. В Германии или Америке за это можно угодить в тюрьму». По его мнению за национальными финансовыми рынками должен быть установлен международный контроль.
США опасаются усиления торговой экспансии стран Восточной Азии из-за падения их валютных курсов. Уже сейчас торговый дефицит США превышает четверть триллиона долларов [63, за 2.12.97]. Несмотря на рост торгового дефицита, доллар дорожает из-за повышения на него спроса в связи с финансовым кризисом в Азии. Финансовый кризис становится ощутимым в Восточной Европе и Латинской Америке. Прогнозируется серьезная перспектива ухудшения ситуации в Мексике и Бразилии, где ожидается девальвация национальных валют. Ожидаемое сокращение притока капиталов на рынки развивающихся стран на 32% усугубит мировой финансовый кризис [64, за 3.03,1998].
США, Япония, ЕС и еще 42 государства-члена ВТО на проводимых в 1997 г. переговорах в рамках ВТО о либерализации рынка финансовых услуг внесли планы по либерализации собственных рынков и выдвинули требования по либерализации к другим странам. Эти же условия плюс отделение экономической олигархии от государства ставят МВФ и Всемирный банк при выделении денег развивающимся странам [19, за 27.11.97]. Предоставив срочную финансовую помощь в объеме 76 млрд. долл., МВФ становится руководителем разработок курса либерализации экономики для Индонезии, Таиланда, Филиппин и Южной Кореи. Понятно, что такое увеличение объема помощи делает необходимым увеличение собственных средств МВФ с сохранением квотных пропорций, чтобы не изменить права членов МВФ по голосованию. Названная в этой связи в заявлении директора-распорядителя МВФ цифра на 45% превысила показатель, недавно утвержденный в Гонконге на конференции Всемирного банка [63, за 16.12. 97].
Руководители стран ЮВА считают, что давление извне по либерализации национальной экономики возвращает их в колониальное прошлое. Пошатнулось доверие в АТЭС. Желанию Канады установить твердые сроки отмены тарифов в АТЭС противодействовали представители Азии. По мнению азиатских правительств, решения АТЭС не должны носить обязательного характера для всех стран-членов и под «либерализацией» должно пониматься только экономическое и техническое сотрудничество с другими членами организации. На проводимых переговорах в 1997 г. в рамках ВТО развивающимися странами были внесены предложения о поэтапном внедрении мер по либерализации рынка финансовых услуг, установлению максимального процентного участия иностранных инвестиций в национальных компаниях и др.
Считается, что кризис экономик Восточной Азии поколебал привлекательность азиатской экономической альтернативы с активной ролью государства в мобилизации инвестиций и проведении промышленной политики, поддержке экспортоориентированных отраслей и т.д. как альтернативы ортодоксальному рыночному либерализму Запада, где властвует транснациональный капитал. На самом деле причины кризиса в Восточной Азии кроются как в международной стратегии развития, подчиняющей развитие национальных экономик интересам финансовых магнатов, так и в национальных экономических стратегиях, ориентированных на рост внешней задолженности и реализацию корпоративных интересов. Выход из кризиса неплатежеспособности развивающихся стран возможен только на основе развития субрегиональной интеграции, стержнем которой является перспективное народнохозяйственное планирование, нацеленное на устойчивое повышение уровня жизни и сглаживание социального неравенства.
Резюме
- Колонизация может осуществляться при формальном сохранении государственного суверенитета, но обязательно с проведением экономической политики, выгодной метрополии в ущерб интересам коренного населения. В период вывоза капитала формально независимые страны, получая помощь, займы, кредиты, субсидии, находятся в экономической зависимости от государств-кредиторов и, следовательно, входят в колониальную систему. Они становятся аграрно-сырьевыми придатками метрополий, главными источниками их монопольных прибылей, и потому важными для них в стратегическом отношении.
- После второй мировой войны экономической стратегией развивающихся стран становится преодоление экономической отсталости за счет структурной перестройки хозяйства. Экспансия транснациональных монополий и банков в развивающиеся страны развернулась со 2-й половины 60-х гг. Их деятельность способствует росту задолженности развивающихся стран, так как вывоз доходов от иностранных инвестиций отрицательно сказывается на платежном балансе развивающихся стран, вынужденных прибегать к импорту иностранных инвестиций и уплачивать за это все большие проценты и прибыли. Для защиты интересов национальной экономики и стабильности валютных курсов развивающиеся страны вводили валютные ограничения, объединялись в субрегиональные финансовые союзы. На конец 1980 г. валютные ограничения существовали в 91 стране из 113 развивающихся странах-членов МВФ.
- Повышение процентных ставок на международном рынке ссудных капиталов в 80-х гг., падение цен на сырье и усиление протекционистских мер развитых государств вызвали кризис платежеспособности развивающихся стран, когда задолженность развивающихся стран превысила их возможности по погашению и высокие проценты стали «съедать» поступления от экспорта. О своей неплатежеспособности заявили почти все страны Латинской Америки, прекратившие платежи. Круг неплатежеспособных развивающихся стран и объем их внешнего долга растет.
Чем больше задолженность страны, тем большую роль в регулировании ее экономики и предоставлении займов играют МВФ и Всемирный банк. Их требования сводятся к либерализации национальной экономики, приватизации государственной собственности, прекращению субсидий убыточным производствам и проведению жесткой денежно-кредитной политики, обеспечивающей стабильность национальных валют. В результате такой деятельности, направленной на борьбу с инфляцией, снижается уровень жизни в этих странах, растет безработица и социальное расслоение, а проблема задолженности воспроизводится. Тем самым расширяется спрос на доллары, служащие залогом для выпуска национальных валют. Для его удовлетворения платежный баланс США имеет дефицит и является источником инфляции, что подчиняет развитие мировой экономики стратегическим интересам США, усиливает нестабильность в мировой экономике и в перспективе ведет к глобальному всемирному кризису.
Альтернативой колонизации для стран, получивших независимость, была экономическая стратегия СССР. После Второй мировой войны развивающиеся страны по разным причинам выбирали курс СССР на индустриализацию (например, — Бразилия, Мексика, Индия, Южная Корея) или самообеспечение (например, — Индонезия) с созданием крупного государственного сектора и применением перспективного планирования. В Бразилии такой причиной служило стремление стать супердержавой, в Чили и Южной Кореи — решение проблемы безработицы и бедности, в Индонезии — уменьшение зависимости от импорта продовольствия.
Смена экономического курса развивающимися странами в 80-90-х гг. диктовалась ростом внешней задолженности, вызываемой специфическими причинами. Путь Бразилии к независимости был сорван нефтяным шоком 70-х гг. и повышением учетных ставок в США; в Чили — быстрой национализацией собственности на средства производства, сопровождаемой стремительной инфляцией и растущим недовольством граждан; в Мексике — открытием нефтяных месторождений и заимствований внешних кредитов для инвестирования денег в экспортоориентированные предприятия с деградацией предприятий, работающих на внутренний рынок и с усилением роли спекулятивного капитала; в Индии — недостаточностью внутреннего производства и нехваткой внутренних накоплений для его развития; в Южной Кореи — «подпиткой» промышленности за счет сельского хозяйства и иностранных инвестиций, ростом импорта продовольствия, повышением цен на нефть и усилением протекционизма в западных странах ; в Индонезии — недостаточностью продовольствия, активизацией иностранного капитал в добыче нефти и газа, снижением цен на нефть и отливом капиталов в США, где повысились процентные ставки, и последовавшим вынужденным увеличением национальных процентных ставок с девальвацией рупии.
Незрелость социальных условий в развивающихся странах, сложность проблем стратегического планирования и непродуманность последствий принимаемых экономических решений привели их к кризису неплатежеспособности, что сделало неизбежным согласование их экономической политики с МВФ в направлении либерализации торговли и финансов, роста внешних заимствований и зависимости от развитых стран, устанавливающих «правила игры». Усиление международной экономической интеграции повсеместно сопровождается усилением внутренней социальной дезинтеграции. Однако там, где повышается регулирующая функция государства, как например в Чили в 90-х гг. социальная ситуация улучшается.
Для противостояния транснациональным корпорациям развивающиеся страны объединяются в субрегиональные валютные группировки. Однако объединение в них на принципах создания зоны свободного движения товаров, капиталов и услуг для стран-членов и привлечения иностранных инвестиций усиливает их зависимость от развитых стран. Характерной чертой финансового кризиса, возникшего в июне 1997 г. в Таиланде, стал охват им всех тесно связанных между собой азиатских стран — членов АТЭС. В результате финансового кризиса резко упали по отношению к доллару валютные курсы стран Юго-Восточной Азии и подешевели их корпоративные ценные бумаги, что укрепило позиции западных инвесторов в экономике этих стран. МВФ предоставил срочную помощь жертвам кризиса с требованием либерализации национальных финансовых рынков и усиления международного контроля за движением капиталов. В связи с девальвацией валют стран Юго-Восточной Азии ожидается усиление их торговой экспансии, что неблагоприятно скажется на странах Латинской Америки и Восточной Европы. Если США в связи с ростом спроса на доллары и ухудшением своего платежного баланса увеличат процентные ставки или предпримут протекционистские меры, то глобальный экономический кризис станет неизбежным.
Считается, что кризис в странах Восточной Азии показал губительность азиатской экономической альтернативы с активной ролью государства ортодоксальному рыночному либерализму Запада. На самом деле причины кризиса кроются как в международной экономической стратегии, подчиняющей развитие всех стран интересам транснациональных корпораций, базирующихся в основном в США, так и в национальных экономических стратегиях, ориентированных на реализацию корпоративных интересов и рост внешней задолженности. Выход из кризиса неплатежеспособности развивающихся стран возможен только на основе развития их субрегиональной интеграции, основанной на оптимальном субрегиональном управлении экономикой, нацеленным на устойчивое повышение уровня жизни и сглаживание социального неравенства стран-членов интеграции.
страница назад |
страница вперед |
Оставьте Ваш комментарий к этой статье и получите доступ к закрытому разделу сайта |
Добавление комментария |