Глава 2. Начальный этап формирования биполярности (1947–1949)




Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

После нескольких веков господства изоляционизма началась пора преобладания философии американского интернационализма (по другому называемого в зарубежной литературе интервенционизмом). Он был основан на идее моральной предназначенности Соединенных Штатов Америки как первого в мире государства, основанного на идее свободы ((гее соип1гу) для исполнения высокой и гуманной миссии защиты свободы и демократии во всем мире. Соединенные Штаты были готовы ради исполнения этого предназначения идти на затраты, оправдывая их необходимостью защиты американских идеалов, национальных интересов США и американского народа.

Взгляд на вектор международного развития как процесс прогрессивного восхождение от тьмы консервативной авторитарности в ее монархических и тоталитарно-диктаторских формах к демократии республиканского парламентско-президентского устройства пронизывал американское мировосприятие. Парадоксальным образом он был параллелен тому, как в Советском Союзе видели мир движущимся от мрака порабощения труда капиталом к свету торжества власти трудящихся над имущими классами и собственностью как таковой.

Это были две конкурирующие концепции общественного прогресса во всемирном масштабе, обе по-своему упрощенческие и утопичные, хотя разные. Западная – была ориентирована на человека, его чувства, потребности, реальную жизнь. Она была более привле-{¦}кательной с точки зрения человеческого мышления и в этом смысле органична. Советская – акцентировала подчинение (будто бы добровольное) одного человека – человеческому коллективу в целом, она ущемляла индивидуальное начало ради ценностей уравнительного коллективизма и будущего воздаяния в коммунистическом завтра. Ее правильность было труднее подтвердить фактами роста благосостояния конкретных людей, она была более вычурной и книжной. Поэтому идеологизация в социалистических странах носила характер назойливых и грубых пропагандистских кампаний.

В США идеологизация происходила в более утонченных, гибких формах – за исключением краткого периода преобладания примитивных форм борьбы с инакомыслием и «охоты на ведьм» в 50-х годах в период маккартизма (см. гл. 4). Идеологизация в США была нетоталитарной в том смысле, что она оставляла автономное пространство для личности, которая в нем могла сохранять относительно большую свободу мышления

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки