Раздел второй. От политики стабилизированных денег к политике регулируемых денег до второй мировой воины




оценка компенсации ущерба от пожара реферат,Магазин белорусская одежда www.dress777.ru,www.nord-cleaning.ru Уборка офиса генеральная стоимость,Продажа бу автозапчастей на mercedes bu40zip.ru,уборка коттеджа после строительства москва цены
Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Стабилизация денег в СССР проходила в условиях кредитной блокады, особенно усилившейся после отказа Советского государства на Генуэзской конференции признать долги царского правительства и возместить убытки собственникам национализированных предприятий. В начале 20-х гг. иностранные фирмы и банки предоставляли незначительные товарные и денежные кредиты на короткие сроки под высокие процентные ставки по экспортно-импортным операциям.

Перед советским государством также стояли проблемы дефляции и сбалансированного государственного бюджета. Однако Советское государство, лишенное возможности привлечения иностранных капиталов, должно было осуществить стабилизацию денег, рассчитывая только на внутренние ресурсы. Выживание независимого от международных монополий государства требовало эффективной концентрации национальных ресурсов и проведения скоординированной экономической политики, каковой явилась новая экономическая политика (нэп). Умение координировать экономические и финансовые процессы в стране и ориентация на реализацию задач плана ГОЭЛРО оказались стратегическими преимуществами Советской России перед другими государствами на этапе восстановления экономики в 20-х гг.

Новая экономическая политика, направленная на построение социализма в СССР с государственной собственностью на средства производства и стимулированием по труду, осуществлялась на основе многоукладности народного хозяйства с сохранением командных высот в экономике у государства и использования директивных и косвенных методов государственного регулирования экономики. Она складывалась под воздействием работ В.И. Ленина и итогов дискуссий, о теории воспроизводства и теории денег, принципах ценообразования, финансов и кредита.

В отличие от западных государств, рассчитывавших на финансовые инструменты регулирования рыночной экономики, необходимость выживания независимого государства определила первенство СССР в осуществлении планирования производства и распределения продуктов. На основе комиссии ГОЭЛРО в 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первым планом, который она разработала в 1921 г., был продовольственный план — хлебофуражный баланс, увязанный с системой продовольственного снабжения населения. В 1922 г. Госплан составляет план по производству и распределению металла, резины и сахара. Это были весьма приближенные балансовые расчеты. В 1922-23 гг. составляется детальный план восстановления сельского хозяйства в районах, пострадавших от голода.

В 1923 г. была сделана серьезная попытка составления перспективного плана с использованием баланса народного хозяйства, охватывающего важнейшие межотраслевые потоки продукции. Большую роль в реализации экономических планов и восстановлении экономики сыграли совнархозы, осуществляющие управление промышленностью и строительством по территориальному принципу. В первом балансе народного хозяйства СССР за 1923/24 хозяйственный год содержались основные принципы построения межотраслевого баланса, которые затем с помощью таблиц шахматного типа и аппарата линейной алгебры были использованы в 30-х гг. в США выдающимся экономистом В.Леонтьевым для анализа структуры американской экономики.

Для проведения кредитных, расчетных и кассовых операций в 1921 г. учреждается Государственный банк. После предоставления ему в 1922 г. монопольного права выпуска банкнот Госбанк становится эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, осуществляющим преимущественное кредитование государственной и кооперативной торговли.

Одновременно с развитием планирования народного хозяйства в стране укреплялась «торговая смычка» между городом и деревней. В 1921 г. продразверстка была заменена продналогом, позволившим оставлять часть произведенных сельскохозяйственных продуктов в распоряжении крестьян после уплаты государству установленного продналога, который с 1924 г. в связи с установлением в СССР твердой валюты, был заменен единым сельскохозяйственным налогом, взимаемым в денежной форме. Для обеспечения прибыльности и безубыточности были переведены на хозрасчет государственные предприятия. Частное хозяйство контролировалось и регламентировалось государством с помощью законов трудового законодательства, регулирования цен, политики налогов, кредита и других мер.

Для государственного регулирования рынка были организованы биржи. Первая товарная биржа появилась в Москве 29 декабря 1921 г. Общее их число достигло 100. Они упорядочивали торговый оборот и связанные с ним операции, ослабляли спекуляцию, способствовали выявлению спроса и предложения товаров, правильному установлению цен на товары. Членами биржи были государственные предприятия, кооперативы и частные предприятия, уплачивающие промысловый налог. Руководство и наблюдение за деятельностью биржи было возложено на органы Наркомторга. В октябре 1922 г. для совершения операций с иностранной валютой, банкнотами Госбанка, государственными ценными бумагами, а также с акционерными бумагами и паями обществ, при некоторых товарных биржах были образованы фондовые биржи, находившиеся в ведении Наркомфина.

После налаживания производства и распределения продуктов первой необходимости в масштабах страны, проведения институциональных преобразований по созданию многоукладной экономики в 1922-1924 гг. была осуществлена денежная реформа, направленная на стабилизацию рубля и восстановление золотого обращения. В условиях кредитной блокады она была проведена исключительно за счет внутренних ресурсов.

Задачей первого этапа денежной реформы явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими государствами. Были проведены две деноминации, в результате чего 1 млн. руб. прежних денежных знаков был приравнен к 1 руб. новых совзнаков, и в конце 1922 г. введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твердых червонцев. Червонцы представляли собой банковские билеты, обеспеченные на 25% драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой, а на 75% — краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами. Червонец приравнивался к старой 10-рублевой золотой монете, содержавшей 7,74 г чистого золота. Новые банковские билеты выпускались Госбанком строго в порядке краткосрочных операций в соответствии с потребностями оборота, что обеспечивало их устойчивость.

Эмиссия обесценивающихся совзнаков была использована для финансирования дефицита государственного бюджета, вызванного экономическими трудностями, и их удельный вес в денежной массе неуклонно сокращался с 94% в феврале 1923 г. до 20% в феврале 1924 г. [61]. От обесценения совзнаков большие потери несли крестьянство, стремившееся задержать реализацию своих продуктов, и рабочий класс, получавший заработную плату в совзнаках.

В условиях обесценения бумажных денег среди населения были размещены три натуральных и два в золотом исчислении займа, по которым стоимость облигаций и выплачиваемые по ним доходы определялись по курсу золотого рубля. Облигации натуральных займов принимались от крестьян в уплату продналога, что способствовало постепенному переходу от натуральных налогов к денежным. Первоначально государственные займы выпускались на несколько месяцев, и государство платило по ним высокий процент.

Для компенсации потерь рабочего класса использовалась бюджетная политика, направленная на повышение обложения частного сектора и уменьшение обложения государственного сектора. Введенные в 1921 г. акцизы по мере укрепления экономики увеличивались на предметы роскоши и снижались или вовсе отменялись на предметы первой необходимости. Промысловый налог (прямой налог на предприятия) был введен в 1921 г. для частных предприятий, а на государственные и кооперативные предприятия распространен в 1922 г. Введенный в 1922 г. подоходно-поимущественный налог был преобразован в 1924 г. в подоходный, так как обложение имущества перестало играть важную роль.

Угроза торговой смычки между городом и деревней требовала ликвидации параллельного денежного обращения и стабилизации рубля на внутреннем рынке. Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики позволило обеспечить рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс. Все это дало возможность в течение 1924 г. осуществить второй этап денежной реформы по переходу к единой устойчивой валюте, позволяющей использовать преимущества международного разделения труда в реализации национальной стратегии развития.

В качестве разменного средства для червонцев были выпущены в обращение казначейские билеты, которые в первое время частично использовались для покрытия бюджетного дефицита. Во втором полугодии 1924 г. был запрещен выпуск денежных знаков для покрытия дефицита, а в октябре 1924 г. дефицит бюджета был ликвидирован. Отмененные совзнаки подлежали выкупу в течение 1,5 месяца казначейскими билетами по фиксированному соотношению. Между казначейским рублем и банковским червонцем установили твердое соотношение, приравнивающее 1 червонец к 10 рублям. В обращении находились банковские и казначейские билеты, золотые червонцы использовались, как правило, в международных расчетах.

В 1924 г. вырос курс советской валюты, курс червонца стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и к доллару. Таким образом, не прибегая к иностранным займам, была решена задача повышения курса валюты до официального золотого паритета.

Государственные займы продолжали играть большую роль в поддержке стабильности национальной валюты и восстановлении экономики. В периоде 1922-1925 гг. средства от них составили 7,5% доходов государственного бюджета, а в 1925-1928 гг. — 6,8% доходов. С 1924 по 1928 г. были выпущены 4 гарантийных займа для государственных хозяйственных предприятий и организаций, в которые они обязаны были вложить более половины своих резервных средств, а также выигрышные крестьянские займы и краткосрочный займ принудительного размещения для привлечения средств нэпманов. Развитие народного хозяйства и укрепление хозрасчета позволило государству значительно удешевить получаемый им по займам кредит.

К началу 1923 г. Госбанк приступил к составлению кредитных планов по общему объему кредитных вложений.

В 20-е гг. широко использовался коммерческий кредит (обслуживал примерно 85% объема сделок по продаже товаров), служивший основой краткосрочного банковского кредита, который предоставлялся в форме учета векселей и в виде срочных ссуд под залог векселей. Банки осуществляли контроль за взаимным кредитованием хозяйственных организаций и с помощью операций по учету и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затрудняло банковский контроль.

Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались или в безвозвратном порядке, или в виде срочных ссуд. Для инвестирования промышленности в 1922 г. созданы акционерное общество «Электрокредит» и Промышленный банк, преобразованные в 1924 г. в Электробанк и Торгово-промышленный банк СССР. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные коммунальные банки, преобразованные с 1926 г. в Центральный коммунальный банк (Цекомбанк), а сельского хозяйства — государственные кредитные учреждения и кредитная кооперация, преобразованные затем в общества сельскохозяйственного кредита, республиканские сельскохозяйственные банки и образованный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки — Всекобанк и Украинбанк. В 1924 г. был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчетное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты.

Таблица 7

Темпы роста промышленной и сельскохозяйственной продукции в период восстановления народного хозяйства в 20-е гг. (1913 = 100%)

1920 1924 1925 1926 1927 1929
Продукция промышленности
22 51 73 98 111 132
Валовая продукция сельского хозяйства
67 90 112 118 121 124

Накопление практического опыта и необходимой информации позволило Госплану приступить к разработке с 1925 г. единых годовых народнохозяйственных планов, контрольные цифры которого применялись в качестве заданий, охватывающих все народное хозяйство, а Госбанку разработать первый сводный план кредитования по всем банкам.

В основном народное хозяйство было восстановлено на уровне 1913г. в 1926 г. В 1925 г. был достигнут уровень 1913 г. по добыче нефти, а по производству электроэнергии был превзойден. По добыче угля уровень 1913 г. был превзойден в 1927 г.

Из табл. 7 видно замедление темпов экономического развития после 1926 г. Тогда начал проявлять себя монополизм отраслей, возникающий на определенном уровне концентрации производства при отсутствии должной степени координации экономических процессов. Об опасности приближения глубочайшего экономического кризиса, вызываемого монополизмом отраслей, и необходимости повышения уровня экономической координации в масштабе страны предупреждал председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский. Тогда же была проведена дискуссия в партии большевиков, на которой определились правые во главе с Н.Бухариным, считавшие, что можно и дальше следовать курсом государственного регулирования экономики, и левые во главе с Е.Преображенским, увидевшие будущее России в качестве индустриальной державы, реализующей свой курс на основе государственных перспективных планов.

Вначале предложения левых были отвергнуты из-за их романтизма и непродуманности. Однако потеря темпов экономического развития, рост безработицы и надвигающийся голод заставили правительство взять курс на форсированное создание централизованной системы управления экономикой, стержнем которой стали перспективные планы развития народного хозяйства. В 1927 г. принято решение о составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, которое было выполнено в апреле 1929 г.

С середины 20-х гг. некоторое распространение получили так называемые гарантийные кредиты иностранных правительств — фирменные кредиты с государственной гарантией, которые с 1926 г. стали основной формой кредитования советского импорта. Для максимальной концентрации валютных средств, необходимых для ввоза из-за границы средств производства, уже в 1926 г. был запрещен вывоз советской валюты, а в 1928 г. — ее ввоз из-за рубежа.

Усиление экономической координации на основе перспективных государственных планов экономического и социального развития, подчинение валютной и внешнеторговой политики национальной стратегии развития позволили СССР остаться вне зоны великого экономического кризиса и продолжать наращивать свой промышленный и интеллектуальный потенциал.

Резюме

  • Перед СССР также стояла проблема стабилизации денег, дефляции и сбансированного государственного бюджета. В условиях кредитной блокады со стороны монополистического капитала решить ее можно было только за счет внутренних ресурсов. Для эффективной концентрации национальных ресурсов требовалось проведение скоординированной экономической политики, каковой явилась новая экономическая политика (нэп).
  • Нэп был направлен на построение социализма в СССР и осуществлялся на основе многоукладности народного хозяйства с сохранением командных высот в экономике у государства. Необходимость выживания определила первенство СССР в осуществлении планирования производства и распределения продуктов на основе баланса народного хозяйства, содержащего основные принципы построения межотраслевого баланса. Стратегическим преимуществом Советской России на этапе восстановления экономики в 20-х годах явилась ориентация на реализацию задач плана ГОЭЛРО.

3. Помимо плановых отношений развитие получили рыночные отношения. Были организованы товарные и фондовые биржи, осуществлена денежная реформа, направленная на стабилизацию рубля и восстановление золотого обращения. При ее проведении вводилось параллельное обращение обеспеченных золотом червонцев, обслуживающих валютно-кредитные отношения СССР, и обесценивающихся совзнаков для финансирования дефицита государственного бюджета. Для поддержки стабильности национальной валюты и восстановления экономики среди населения размещались государственные займы. От обесценения совзнаков большие потери несло крестьянство и рабочий класс. Для компенсации этого использовалась бюджетная политика. Угроза торговой смычке между городом и деревней была преодолена после стабилизации рубля на внутреннем рынке в 1924 г., когда был ликвидирован бюджетный дефицит и увеличены золотовалютные резервы. Курс червонца стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и доллару.

4. Государственный банк становится эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны. Широко использовался коммерческий кредит, развивалось безвозвратное финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. В инвестировании экономики участвовали Электробанк, Торгово-промышленный банк СССР, Цекомбанк, общества сельскохозяйственного кредита, республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный сельскохозяйственный банк, Всекобанк и Украинбанк. Кредитно-расчетное обслуживание внешней торговли осуществлял Внешторгбанк. Сводные планы кредитования по всем банкам стал разрабатывать Госбанк.

5. После восстановления экономики в 1926 г. возникла опасность экономического кризиса, вызываемого монополизмом отраслей. На дискуссии в партии большевиков определилось левое направление, увидевшее будущее России в качестве индустриальной державы, реализующей свой курс на основе государственных перспективных планов. Потеря темпов экономического развития, рост безработицы и надвигающийся голод заставили правительство взять курс на форсированное создание централизованной системы управления экономикой. Для максимальной концентрации валютных средств в 1928 г. была установлена валютная монополия.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки