Раздел четвертый. Экономическая безопасность Российской Федерации




Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

В настоящее время слова «экономическая безопасность» стали часто употребляться как для обоснования правильности своей позиции, так и для обозначения надвигающейся катастрофы в экономике, прямо угрожающей безопасности государства. Понятно, что частое использование нового понятия обязывает сформулировать причины его появления и дать ему научное определение.

Государство представляет собой политическую организацию людей, живущих на определенной территории. В практической деятельности государство реализует политику, которая выражает интересы господствующей социальной группы или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько. Исходя из политической стратегии, государство выполняет роль нравственного закона и поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан, создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого.

Ушло в прошлое то время, когда подчиненный народ беспрекословно следовал за своим обожествляемым предводителем, способным завоевать империи и прогреметь на весь мир. История демонстрирует возрастающую роль экономики по отношению к политике, «когда политическая, географическая и военная структуры запрещают нации верить в возможность перевернуть всю карту мира, для того чтобы создать эквивалент Римской империи или гегемонии Наполеона, когда внимание переносится в пределы границ страны на проблему наилучшего использования национальных ресурсов» [57, С. 12].

Сейчас можно сказать с полной ясностью, что ядерное противостояние государств закончилось. Осталось только военное противостояние, позиции которого целиком и полностью определяются экономическим потенциалом участвующих в нем сторон. Даже самые ортодоксальные политики в нашей стране осознанно или неосознанно начинают приходить к этому очевидному выводу о примате экономики над всем остальным, то есть к тому выводу, которое население России сделало в течение 10-летней борьбы за выживание в условиях политических катаклизмов.

Расширение военного блока НАТО, в котором членство России и не обсуждается, до границ России, вопреки позиции российского руководства, означает растущую угрозу безопасности России. И здесь мы согласны с теми, кто в качестве основной причины, сделавшей расширение НАТО возможным, называет развал экономики России.

Введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития.

Цели и средства государственного вмешательства в экономику составляют содержание экономической политики. Задачей экономической политики является практическое регулирование отношений между людьми, складывающихся по поводу производства и распределения благ в обществе и государстве. Еще к началу XX в. отечественная экономическая мысль сформулировала такие важнейшие руководящие принципы экономической политики, как 1) принцип эффективности производства и 2) принцип справедливости распределения благ [75, Т.79, С. 256].

1) Принцип эффективности производства выражается в снабжении граждан государства наибольшим количеством продуктов при заданном объеме затрат, или, что то же самое, в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат.

Конечный продукт для граждан государства или конечный продукт непроизводственного назначения, складывается из:

? продукта для потребительского рынка;

? продукта для развития социальной инфраструктуры (науки, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, пассажирского транспорта и связи) и поддержания экологического равновесия;

? продукта для содержания институциональной инфраструктуры (органов государственной власти и управления, денежно-кредитной и финансовой систем) и поддержания общественного порядка;

? продукта для целей обороны;

? продукта для резервов на случай стихийных обстоятельств;

? продукта для внешнеэкономической деятельности.

Исходя из государственных приоритетов, определяется распределение национальных ресурсов по каждому непроизводственному направлению конечного продукта.

Структуру конечного продукта по каждому непроизводственному направлению определяют эксперты. На потребительском рынке экспертами является все население, «голосующее» за предложенный продукт в рамках своих денежных доходов. Итоги «голосования» выражаются в ценах равновесия, информация по которым используется производителями для оптимизации структуры в направлении роста уровня благосостояния граждан. Однако и здесь государство влияет на определение структуры продукта, чтобы ограничить спрос (например, акцизы на продажу водки, табака и т.д.) и производство некоторых продуктов.

В соответствии с принципом эффективности желательно использовать национальные ресурсы таким образом, чтобы получить быстрый рост конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре, заказанной потребителями. Однако при этом можно нарушить справедливость распределения доходов и стабильность государства.

2) Принцип справедливости распределения благ выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан страны и в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства.

На первый взгляд, стремление сгладить неравенство доходов граждан является утопичным. Однако страна, в которой быстро увеличиваются темпы экономического роста, но при этом одновременно увеличивается неравенство доходов, неизбежно идет навстречу своей гибели [57]. Усиление социального неравенства внутри государства, способствуя росту криминализации государства, означает угрозу его внутренней безопасности. Поэтому координация роста доходов различных граждан в зависимости от их вклада в рост эффективности производства и сглаживание неравенства доходов граждан страны становятся даже не составной частью внутренней экономической безопасности государства, а ее основой.

Обычно в современной экономической литературе [58] к руководящим принципам экономической политики, помимо эффективности и приемлемого неравенства в распределении доходов, относят еще и 3) стабильность, понимая под нею низкие темпы инфляции, безработицы и экономического роста.

Действительно, стабильность может быть нарушена, если после быстрых темпов экономического роста начнется резкое их замедление с последующим кризисом перепроизводства. Для гарантии стабильности нужен не быстрый рост, а устойчивое увеличение темпов экономического роста, что, в свою очередь, предполагает как развитие отраслей, определяющих технический прогресс, так и отраслей, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики и достижение полной занятости, исходя из динамики структуры конечного спроса. Понятно, что при таком ходе событий будет обеспечиваться и стабильность национальной валюты.

Итак, эффективная национальная стратегия — это такая стратегия, которая обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.

Специфика климата, природной среды и размещения ресурсов, а также экономической политики государства, ограничивающей мобильность факторов производства за рубеж, определяет существование разницы между международным обменом и обменом внутри одной страны, внутри единого национального рынка.

Любое государство стремится извлечь максимальную выгоду от международного обмена. Исторический опыт свидетельствует, что при неравномерности экономического развития различных государств, более развитая в экономическом отношении страна стремится воспрепятствовать развитию передовых отраслей производства у более слабых партнеров, сохраняя таким образом источник снабжения дешевым сырьем и рынок сбыта для своих готовых продуктов. Для закрепления существующего международного разделения труда экономически развитая страна поощряет отстающие страны следовать принципу свободы международной торговли, не забывая при этом о защите своего рынка от сильных конкурентов. Наоборот, отстающая страна, пытаясь поддержать неконкурентоспособные производства, обеспечивающие реализацию эффективной национальной стратегии, провозглашает протекционизм, одновременно реализуя принципы свободной торговли для тех товаров, где ей выгодно.

Как видим, разумная мера открытости или защиты национального рынка зависит от национальной стратегии. Однако сегодня проводить защиту национальных интересов можно только цивилизованным путем, посредством переговоров, а не «бряцания оружием».

В условиях взаимозависимости национальных экономик и расширения сферы межправительственного регулирования экономических связей в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), существующая сегодня громоздкая система двусторонних соглашений по регулированию внешней торговли России не всегда способна действенно защищать экономические интересы России.

Практика показывает, что режим наибольшего благоприятствования, взаимное предоставление национального режима, предсказуемость

доступа на рынки и недискриминация могут эффективно обеспечиться лишь в рамках многосторонней системы регулирования, где их соблюдение гарантируется механизмом разрешения споров на цивилизованной и равноправной основе и соответствующими правовыми положениями. Специальная процедура разрешения торговых конфликтов между странами-членами ГАТТ доказывала свою эффективность, особенно при возникновении проблем между странами, обладающими разным «весом» в мировой экономике. В рамках двусторонних отношений многие конфликты могли быть неразрешимы [26].

Чтобы стать равноправным торговым партнером на мировом рынке, регулирование внешней торговли в ближайшем будущем направлено на присоединение России к Всемирной торговой организации ВТО/ГАТТ. Однако это нужно делать без ущерба экономической безопасности. Провозгласив принцип открытой торговли и присоединившись к Всемирной торговой организации ВТО/ГАТТ и к другим соответствующим международным организациям, государство получает право говорить о справедливости, добиваясь международного признания своей национальной стратегии, и избежать тем самым диктата со стороны какой-либо одной страны.

Постоянным учреждением, способствующим развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере и обеспечивающим механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами, является Международный валютный фонд. Фонд временно предоставляет государствам-членам общие ресурсы при соблюдении адекватных гарантий для «исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне, оказывает помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям» [41, с.2].

Принимая во внимание растущую внешнюю задолженность России и ее потребность в проведении постоянных консультаций со специалистами фонда, в 1995 г. было подписано специальное соглашение о присоединении России к Международному валютному фонду в качестве ассоциированного члена. МВФ обязался регулярно проводить анализ экономической ситуации в стране и оказывать консультационную помощь в вопросах финансовой, денежной, налоговой политики и статистической отчетности.

Цели, провозглашаемые МВФ в соглашении, не противоречат задачам экономической безопасности России. Содействуя стабильности валют и сбалансированному росту международной торговли, МВФ рассматривает достижение и поддержание высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитие производственных ресурсов всех членов-государств как первоочередные задачи экономической политики.

Принципиально важной проблемой российской экономической политики становится обслуживание внешнего долга. В 1994 г. в Мадриде российская делегация решительно отказалась от ежегодного согласования сумм, выплачиваемых Россией в счет обслуживания унаследованного от СССР внешнего долга. Летом 1995 г. в Галифаксе на встрече «семерки» была одобрена идея реструктуризации российского внешнего долга (пролонгация сроков платежей с предоставлением льготного периода, в течение которого Россия выплачивает только просроченные проценты), учитывающая возможности российского бюджета по погашению внешних долгов.

В ноябре 1995 г., а затем и в ноябре 1997 г. были подписаны соглашения с Лондонским клубом по реструктуризации основного долга России, входящим в него коммерческим банкам, а апреле 1996 г. — с Парижским клубом, объединяющим государства-заимодавцы. Нереструктурированными остались только долги коммерческим фирмам, на которые приходилось 5-6% общей суммы бывшего долга СССР. Вступление России в Парижский клуб в качестве кредитора позволяет по-новому строить свои отношения с должниками бывшего СССР и со странами СНГ.

Между договоренностями России с клубами кредиторов и открытием кредитной линии МВФ в Москве существует тесная, хотя и неформальная связь. Если МВФ, основываясь на данных своего ежемесячного мониторинга российской экономической политики, сочтет необходимым приостановить предоставление своего кредита по программе «расширенного доступа», то клубы кредиторов последуют примеру фонда. Тогда России придется платить согласно строгим условиям самого первого кредитного соглашения. А так Россия может рассчитывать на реструктуризацию долга и даже на то, что значительная его часть будет прощена.

Россия, оказавшаяся в силу особенностей ее истории и развития хозяйства в аутсайдерах мирового сообщества, располагает всем необходимым для ликвидации экономической отсталости. Обладая огромной территорией с умеренным климатом, огромными запасами топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств, высочайшим уровнем интеллектуального потенциала, Россия имеет все необходимое для выбора и реализации эффективной национальной стратегии.

В расчете на душу населения ресурсный потенциал России в 2-2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз — Германии и в 18-20 раз — Японии. Существует потенциал высококвалифицированных ученых и специалистов, способный решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства. Имеется производственно-технологическая база промышленности, не уступающая в ряде отношений технологической базе передовых стран Запада, в том числе и США. Другое дело, что этот потенциал в основном сосредоточен в военно-промышленном комплексе. Но о его возможностях свидетельствует существовавший паритет оборонной мощи России и США.

Национальные интересы такого крупного государства, как Россия, не могут не учитываться международными организациями, в том числе МВФ и Мировым банком, заинтересованными в конечном счете в развитии производственных ресурсов России как для возврата предоставленных кредитов, так и для роста международной торговли.

Важнейшими условиями реализации национальной доктрины для России являются политическое господство социальных слоев, заинтересованных в национальной стратегии, и сохранение единства нации, ее огромной территории интеллектуального и ресурсного потенциала. Лимит времени, которым располагает власть для поиска новой доктрины зависит от степени доверия к ней масс.

Таким образом, критерием экономической безопасности государства, служит степень соответствия проводимой им экономической политики эффективной национальной стратегии и степень доверия к ней как внутри государства, так и со стороны международных организаций.

Несоответствие экономической политики эффективной национальной стратегии, как и потеря доверия к ней внутри или вне государства, служит серьезным сигналом для властных структур об угрозе безопасности государству. Учитывая примат экономики, наиболее важным является соответствие экономического курса эффективной национальной стратегии. Лежащий в ее основе принцип справедливости даст власти нужный кредит доверия для проведения чрезвычайных мер по радикальной смене экономического курса.

Исходя из сформулированного критерия экономической безопасности, оценим сложившиеся тенденции социально-экономического развития России.

Резюме

  • Введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития. Под нею понимается стратегия, которая обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.

Разумная мера открытости или защиты национального рынка зависит от национальной стратегии. Практика показывает большую эффективность многосторонней системы регулирования торговых отношений между странами-членами ГАТТ, особенно при возникновении проблем между странами, обладающими разным «весом» в мировой экономике, в сравнении с двусторонними отношениями. Чтобы стать равноправным торговым партнером на мировом рынке, регулирование внешней торговли в ближайшем будущем следует подчинить присоединению России к Всемирной торговой организации ВТО /ГАТТ, но без ущерба ее экономической безопасности.

Россия является ассоциированным членом МВФ. Цели, провозглашаемые МВФ в Соглашении, не противоречат задачам экономической безопасности России. Содействуя стабильности валют и сбалансированному росту международной торговли, МВФ рассматривает достижение и поддержание высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитие производственных ресурсов всех членов-государств как первоочередные задачи экономической политики.

Принципиально важной проблемой российской экономической политики становится обслуживание внешнего долга. Участие России в «восьмерке», в Парижском клубе и Лондонском клубе кредиторов позволяет осуществить идею реструктуризации российского внешнего долга и его списания с учетом возможностей российского бюджета по погашению внешних долгов, по-новому строить свои отношения должниками бывшего СССР и со странами СНГ [9].

Россия, оказавшаяся в силу особенностей ее истории и развития хозяйства в аутсайдерах мирового сообщества, располагает огромной территорией с умеренным климатом, огромными запасами топливно-энергетических и минеральных ресурсов, высочайшим уровнем интеллектуального потенциала для реализации эффективной национальной стратегии. Национальные интересы такого крупного государства, как Россия, не могут не учитываться мировым сообществом.

Критерием экономической безопасности государства служит степень соответствия проводимой им экономической политики эффективной национальной стратегии и степень доверия к ней, как внутри государства, так и со стороны международных организаций.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки