Главная / Основы дипломатической службы / Глава 5. Международные совещания и конференции/ Опыт переговоров и международных совещаний 60—70-х годов

Глава 5. Международные совещания и конференции




Смотреть онлайн lucie wilde порно видео.
Новости проекта
Новый раздел на сайте
26.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
26.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Переговоры по разоружению

После провала парижского совещания в верхах в мае ]960 года вследствие провокационной политики США против Советского Союза, после роспуска ввиду безрезультатности работы Комитета 10 государств по разоружению в июне 1960 года начались поиски новых путей переговоров по этому важнейшему международному вопросу.

Программа всеобщего и полного разоружения, выдвинутая Советским Союзом на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 году, завоевала широкую поддержку; многие правительства и международная общественность, в первую очередь Всемирное движение сторонников мира, все более настойчиво требовали незамедлительно перейти к практическим шагам по реализации этой программы. На XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1960 года 12 нейтралистских стран Азии, Африки и Латинской Америки подготовили проект резолюции, в котором были разработаны некоторые директивы к переговорам о программе всеобщего и полного разоружения, чтобы поставить эти переговоры на практические рельсы и дать им определенное направление. Делегации Советского Союза и других социалистических стран поддержали этот проект резолюции нейтралистских стран, хотя и не все в нем было достаточно четко сформулировано. Однако делегация США (Президентом был Д. Эйзенхауэр) заявила о несогласии с этим проектом, и Генеральная Ассамблея не смогла принять подготовленной резолюции.

Учитывая все нарастающее давление мирового общественного мнения, новое Правительство США встало на путь переговоров прежде всего с Советским Союзом, чтобы выявить возможности достижения такого соглашения. В результате договоренности между правительствами США и СССР такие двусторонние переговоры были проведены в Вашингтоне, Москве и в Нью-Йорке летом и осенью 1961 года. Ко дню открытия XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН правительствами США и СССР было подготовлено «Совместное заявление о согласованных принципах для переговоров по разоружению», которое и было представлено 20 сентября 1961 г. постоянными представителями СССР и США на рассмотрение Генеральной Ассамблеи. Этот документ был единогласно одобрен 20 декабря 1961 г. Генеральной Ассамблеей как основа для переговоров о разоружении.

Вместе с тем в ходе обсуждения этого вопроса были высказаны пожелания о создании такого органа для переговоров, в котором участвовали бы не только представители двух противостоящих друг другу групп государств, но и представители развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. В результате неофициальных переговоров между делегациями США и СССР был согласован состав такого комитета для переговоров, который был затем единогласно одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. В состав комитета вошли представители пяти социалистических государств — Болгарии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, пяти капиталистических государств Запада — Италии, Канады, Великобритании, США, Франции и восьми развивающихся стран — Бирмы, Бразилии, Индии, Мексики, Нигерии, Египта, Швеции и Эфиопии. Этот комитет, известный под названием Комитета 18-ти, начал работу в Женеве 14 марта 1962 г.

До начала работы Комитета путем неофициальных переговоров между различными делегациями, прежде всего между делегациями СССР и США, были выработаны процедурные решения, которые и были утверждены на первом же пленарном заседании Комитета Важнейшим из этих решений было решение о порядке председа-тельствования в Комитете Было признано целесообразным, чтобы постоянное руководство работой Комитета осуществлялось его двумя постоянными сопредседателя ми — СССР и США С этими сопредседателями должны были консультироваться, как правило, председатели каждого заседания, которые выделялись поочередно от всех делегации стран, участвующих в Комитете, в порядке английского алфавита Сопредседатели же консультировались друг с другом и с другими делегациями, если это представлялось желательным, в целях облегчения как официальной, так и неофициальной работы Комитета

Выделение двух сопредседателей, представляющих, с одной стороны, группу социалистических стран, а с другой— группу западных капиталистических стран, явилось прямым показателем равенства сил двух лагерей и признанием необходимости равноправного их сотрудничества в решении вопросов разоружения Этот принцип руководства работой Комитета имеет важное значение и отражает, несомненно, изменение соотношения сил на международной арене и отказ от попыток диктата в ходе переговоров, что имело место со стороны империалистических государств Запада в недавнем прошлом

В интересах создания благоприятной деловой обстановки в ходе переговоров было решено все заседания проводить в закрытом порядке, за исключением тех случаев, когда государства-участники соглашаются о другом порядке По окончании каждого заседания публиковались лишь краткие согласованные коммюнике, которые подготавливались председателем и утверждались всеми государствами-участниками

23 марта Комитетом был утвержден подготовленный двумя сопредседателями порядок его работы Порядок устанавливал, что «на пленарных заседаниях Комитет должен незамедлительно приступить к выполнению своей главной задачи — достижения соглашения о всеобщем и полном разоружении»

В качестве основного документа для рассмотрения фактически был представлен лишь один проект договора о всеобщем и полном разоружении, внесенный 15 марта министром иностранных дел СССР А А Громыко на втором заседании Комитета Представленная США в сентябре 1961 года программа всеобщего и полного разоружения в условиях мира во всем мире не могла служить должной основой для конкретного обсуждения, ибо носила слишком общий характер, вследствие чего делегация США вынуждена была через месяц после начала работы Комитета представить 18 апреля 1962 г. свой новый документ— схему основных положений договора о всеобщем и полном разоружении в условиях мира во всем мире, построенный по типу советского проекта договора.

Параллельно с разработкой Комитетом Договора о всеобщем и полном разоружении и не в ущерб этому был создан комитет в полном составе для рассмотрения различных предложений об осуществлении мер, направленных на разрядку международной напряженности, на укрепление доверия между государствами и содействие всеобщему и полному разоружению. В дальнейшем три ядерные державы — СССР, США и Англия составили специальный комитет (Комитет 3-х), который обсуждал вопрос о прекращении ядерных испытаний, докладывая периодически пленуму Комитета о результатах своей работы. Франция уклонилась от участия как в этом Комитете 3-х, так и в Комитете 18-ти. Наконец, было согласовано, что кроме официальных заседаний пленарного Комитета будут иметь место и неофициальные его заседания с целью облегчения договоренности по некоторым вопросам. Весь этот согласованный порядок работы Комитета 18-ти явился результатом кропотливых переговоров главным образом между сопредседателями и в ходе последующей работы Комитета неуклонно соблюдался.

В ходе работы Комитета выявилась тенденция западных держав уклоняться от конкретного рассмотрения проекта договора о всеобщем и полном разоружении (статья за статьей) и ограничиваться обсуждением некоторых общих принципов будущего договора, хотя основные принципы переговоров уже были согласованы и одобрены Генеральной Ассамблеей ООН. В результате критики такой позиции на пленарных заседаниях, а также неофициальных переговоров различных делегаций эта тенденция была подорвана, и западные делегации вынуждены были приступить к обсуждению статья за статьей советского проекта договора и американской схемы основных положений договора. Выработался рабочий метод обсуждения этих документов: сопредседатели подвергали детальному рассмотрению соответствующие статьи договора, различные делегации вносили свои поправки к ним, которые также рассматривались сопредседателями, в результате чего на пленарные заседания вносились как согласованные, так и несогласованные положения статей, которые подвергались обсуждению со стороны всех членов Комитета.

При этом уже в ходе рассмотрения преамбулы и первых трех статей договора выявились серьезные принципиальные расхождения, которые ясно показывали, что делегации западных держав во главе с США уклоняются от принятия важнейших обязательств, без которых весь договор о разоружении в значительной мере теряет свой смысл. Так, например, западные делегации отказывались определить в договоре общий срок его выполнения, выделить как самостоятельную задачу ликвидацию военных баз на чужих территориях, записать такое важнейшее обязательство, как запрещение ядерного оружия, хотя речь шла об обязательствах по всеобщему и полному разоружению. Выявились также существенные разногласия по таким вопросам, как обеспечение перехода от одного этапа разоружения к другому, что создавало опасность перерыва во всем процессе разоружения, о характере и задачах полицейских сил ООН, а также об их вооружении (США не исключали вооружение их даже атомным оружием), о контроле за остающимися в процессе разоружения вооружениями, о структуре и функциях международной организации по разоружению и др.

При рассмотрении программы мероприятий по разоружению на первом этапе ее выявился принципиально различный подход делегаций социалистических стран и делегаций западных держав. СССР и другие социалистические государства исходили из того, что главной задачей первого этапа всеобщего разоружения является ликвидация возможности возникновения ядерной войны, в соответствии с чем в советском проекте договора первый этап предусматривал ликвидацию всех средств доставки ядерного оружия, иностранных военных баз и решительное сокращение вооруженных сил и вооружений великих держав (США, СССР и др.). США и другие западные державы настаивали на медленном и сложном по своему осуществлению процессе сокращения вооруженных сил и вооружений, причем ядерное оружие и средства его доставки оставались в распоряжении государств до самого конца процесса разоружения, а срок всего процесса так и не был указан. Другими словами, вся программа не была рассчитана на ликвидацию опасности ядерной войны даже но ее завершении. Все эти позиции западных держав были завуалированы различными туманными формулировками, и лишь в процессе длительных дискуссий, в результате сопоставления документов и разъяснений, которые давались в ходе как официальных, так и неофициальных заседаний, удавалось выявить подлинную суть позиции западных держав.

Попытки противников действительного разоружения прикрыть свое нежелание двигаться вперед бесконечными дискуссиями по отдельным техническим деталям контроля не раз разоблачались советской и другими делегациями. Участие в переговорах представителей нейтралистских стран оказало существенную помощь в выявлении и устранении искусственных препятствий к соглашению по ряду вопросов и помогало подготовить разумные компромиссы по отдельным вопросам. Особенно это сказалось при рассмотрении вопроса о прекращении испытаний ядерного оружия, когда восемь нейтралистских государств— членов Комитета внесли 16 апреля

г. компромиссный меморандум, в котором высказались против проведения обязательных международных инспекций за подземными испытаниями. Советское правительство уже 19 апреля поддержало эту основу для дальнейших переговоров. США и Англия отвергли этот меморандум и тем самым показали нежелание идти к заключению соглашения о запрещении всех испытаний ядерного оружия (включая и подземные). Уже в то время становилось ясно, что при таком подходе западных держав нельзя будет добиться соглашения о прекращении всех испытаний и что надо искать возможности заключения хотя бы частичного соглашения, что и было сделано в результате инициативы Советского Союза в

году.

В Комитете 18-ти вследствие негативной позиции западных держав по ряду основных вопросов разоружения не удалось достичь каких-либо соглашений по главным вопросам, но ход переговоров позволил выявить позиции сторон, предварительно согласовать некоторые общие положения проекта договора и показать Генеральной Ассамблее ООН (которой Комитет докладывал о своей работе) и широкой общественности причины главных затруднений, облегчив возможности выработки некоторых новых предложении для устранения затруднений и продвижения вперед.

На XVII и XVIII сессиях Генеральной Ассамблеи ООН советская делегация показала свою готовность устранить выявленные в ходе переговоров в Комитете 18-ти расхождения по ряду вопросов (в частности, в вопросе о сохранении в процессе разоружения так называемого «ядерного зонтика» из ограниченного числа ракет у СССР и США для известной гарантии взаимной безопасности, а также в вопросе о методике сокращения обычных вооруженных сил и вооружений). Однако западные делегации такой готовности не проявили. Это является лишним доказательством действительных намерений каждой из сторон. Опыт многосторонних переговоров (с участием представителей нейтралистских стран) в Комитете 18-ти может оказаться полезным на последующем этапе развития международных отношений.

Заключение Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

После длительных переговоров СССР с США' Англией и Францией о прекращении испытаний ядерного оружия,

после переговоров по этому вопросу в 1962—1963 годах в Комитете 18 государств по разоружению, когда выяснилось. что ввиду позиции западных держав невозможно заключить соглашение о запрещении всех испытаний ядерного оружия, Советское правительство напомнило о своей готовности заключить договор о прекращении ядерных испытаний в трех средах — в атмосфере, в космосе и под водой. При этом было подчеркнуто, Что, поскольку западные державы заявляли неоднократно о ненужности какой-либо инспекции для контроля за прекращением этих испытаний, имеется возможность без промедления заключить соглашение на этот счет. Одновременно была выдвинута идея о том, чтобы вместе с заключением соглашения о прекращении испытаний был заключен пакт о ненападении между странами Варшавского Договора и странами, входящими в НАТО. В результате переговоров по дипломатическим каналам было согласовано, что для обмена мнениями по этим вопросам в Москву прибудут специальные представители правительств США и Великобритании.

14 июля 1963 г. эти представители — заместитель Государственного секретаря США А. Гарриман и министр по вопросам науки Великобритании лорд Хейлшем — прибыли в Москву. 15 июля они были приняты Председателем Совета Министров, который изложил А. Гарриману и лорду Хейлшему соображения Правительства СССР относительно договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах, а также договора о ненападении между НАТО и странами Варшавского Договора.

В дальнейшем почти каждый день в МИД СССР происходили встречи министра иностранных дел СССР А. А. Громыко с А. Гарриманом и лордом Хейлшемом. В этих встречах, которые носили неформальный характер (без протоколов и т. п.) с обеих сторон, участвовали советники. После каждой встречи публиковалось краткое коммюнике, которое отражало определенные этапы обмена мнениями между участниками встреч. Так, после второй встречи 17 июля в коммюнике говорилось, что ее участники «достигли прогресса в подготовке некоторых положений соглашения о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», а о встрече 20 июля говорилось уже, что министры и их советники «обсуждали проект соглашения о запрещении ядерных испытаний». Другими словами, если при первых встречах имел место общий обмен мнениями и обсуждались отдельные положения будущего возможного соглашения, то через несколько дней речь шла уже о конкретном проекте соглашения. Действительно, Советское правительство уже в самом начале переговоров внесло свой проект договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а представители США и Великобритании — свой проект такого договора. В ходе переговоров был выработан текст договора, который включал положения как одного, так и другого проектов, причем появились и некоторые новые статьи и положения.

По настоянию советской стороны, например, в преамбулу договора была включена фраза: «Провозглашая своей главной целью скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении», что подчеркивало дальнейшее направление и главную задачу борьбы в интересах укрепления мира. В преамбуле и ст. 1 было также указано на то, что участники договора будут стремиться «к запрещению навечно всех испытательных ядерных взрывов, включая все такие взрывы под землей», что имело важное значение для последующих усилий государств с целью полного запрещения всех ядерных испытаний.

Немаловажное значение имело и то положение ст. 3 договора, в котором говорилось, что он будет «открыт для подписания его всеми государствами». Эта формула впервые в послевоенное время была внесена США и Великобританией в международный договор, ибо, как правило, западные державы не допускали подписания договоров государствами, которые ими не признавались или которые не были членами ООН и специализированных учреждений ООН. Благодаря такой формуле Германская Демократическая Республика, например, получила законное право подписать этот важный международный документ, что она и сделала уже 8 августа, то есть в первый же день открытия договора для подписания.

Наряду с работой над договором о запрещении ядерных испытаний на встречах министров и их советников шло обсуждение вопроса о заключении пакта о ненападении, проект которого был представлен советской стороной. В результате обсуждения было согласовано положение совместного заключительного коммюнике от 25 июля, в котором говорилось: «Главы трех делегаций обсудили советское предложение относительно Пакта о ненападении между участниками Организации Североатлантического Договора и участниками Варшавского Договора. Три Правительства согласились полностью проинформировать своих соответствующих союзников в двух организациях относительно этих переговоров и проконсультироваться с ними о продолжении обсуждения этого вопроса с целью достижения удовлетворительного для всех участников соглашения». Таким образом, США и Великобритания взяли на себя обязательство вернуться к обсуждению вопроса о пакте после консультации со своими союзниками по НАТО, чтобы завершить его удовлетворительным для всех соглашением.

После выработки приемлемого для трех держав текста договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах он был парафирован (т. е. на тексте договора были поставлены инициалы представителей государств — его участников) 25 июля представителями СССР (А. Громыко), США (А. Гарриманом) и Великобритании (лордом Хейлшемом), после чего последние вылетели в свои столицы, чтобы доложить о результатах переговоров своим правительствам. После докладов А. Гарримана и лорда Хейлшема правительства США и Великобритании одобрили текст договора и- командировали соответственно Государственного секретаря США Д. Раска и министра иностранных дел Великобритании лорда Хьюма для подписания договора в Москву. 5 августа 1963 г. в Кремле состоялось подписание договора министрами СССР, США и Великобритании в присутствии руководителей партии и Советского правительства. На подписании присутствовал также специально приглашенный тремя правительствами Генеральный секретарь ООН У Тан.

Оценивая значение подписанного договора, следует подчеркнуть, что этот договор представляет собой документ большого международного значения, и заключение его означает крупный успех всех людей доброй воли, которые на протяжении многих лет вели активную борьбу за прекращение ядерных испытаний, за разоружение, за мир и дружбу между народами. В то же время прекращение ядерных испытаний не означает разоружения и даже не может остановить процесс накопления государствами все больших запасов ядерного оружия, но заключенный договор оказал положительное воздействие на международный климат, на отношения между государствами, ибо появились первые ростки доверия и сделан первый шаг в направлении ослабления международной напряженности.

С положительной оценкой договора выступили руководители почти всех государств мира, и его подписали в 1963 году 107 государств. Договор был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР, Сенатом США и королевой Великобритании, после чего 10 октября одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне произошел обмен ратификационными грамотами. С этого дня договор вступил в силу.

Против этого договора выступили, с одной стороны, так называемые «бешеные» в США, западногерманские реваншисты и официальное агентство Франции — Франс Пресс, которое заявило еще 19 июня, будто цель Московского договора «увековечить атомную монополию некоторых держав». Французское правительство отказалось подписать договор.

Коллективное мнение социалистических стран относительно значения заключенного договора было выражено в Решении Совещания первых секретарей Центральных Комитетов коммунистических и рабочих партий и глав правительств государств — участников Варшавского Договора в Москве от 25 июля 1963 г. В этом Решении говорилось: «Достижение договоренности по вопросу о запрещении ядерных испытаний является результатом последовательного миролюбивого внешнеполитического курса Советского Союза и всех социалистических стран, успехом ленинской политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Совещание считает, что этот договор будет способствовать разрядке международной напряженности и явится положительным фактором в борьбе народов за мир и против угрозы новой мировой войны».

Эта оценка полностью подтвердилась всем последующим ходом международных событий.

Опыт переговоров по подготовке этого важного международного документа, ставшего определенной вехой в развитии к улучшению международных отношений, является блестящей иллюстрацией плодотворности политики мирного сосуществования и решения спорных международных вопросов путем переговоров.

 

 

страница
назад
страница
вперед

 

Оставьте Ваш комментарий к этой статье
и получите доступ к закрытому разделу сайта


Добавление комментария

   Ваше имя:

  E-mail (не отображается на сайте):

Ваш отзыв:


Введите слово с картинки