|
После подписания мирных договоров с бывшими союзниками Германии в 1947 г. открылся путь к политико-правовому оформлению той зоны «особых» отношений, которую Советский Союз стремился сформировать в Восточной Европе. Требовалось не только создать в регионе прочную систему союзов, но и приобрести дополнительные инструменты влияния на соседние государства. К 1947 г. с тремя восточноевропейскими странами у СССР уже были союзные договоры – с Чехословакией (1943), Польшей (1945) и Югославией (1945). Это договоры имели антигерманскую направленность и отражали опыт совместной борьбы этих стран и Советского Союза против Германии и Италии в годы войны. Договоры сходного содержания, хотя с менее обширными обязательствами, в годы войны были заключены СССР с Великобританией и Францией (см. гл. 1).
Эту систему договоров и стремилась расширить Москва ввиду сепаратных действий Британии и США в Германии в 1946 г. (соз-{¦}дание Бизоний) и, особенно, после возникновения переговорного тупика по германскому вопросу в рамках СМИД в 1947 г. Уже в феврале 1948 г. СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией и Венгрией, а в марте 1948 г. – с Болгарией. Все эти договоры были рассчитаны на 20 лет и имели антигерманскую направленность. Возникла почти всеохватывающая сеть двусторонних союзов СССР в Восточной Европе. Но это была первая серия дипломатических инициатив Москвы. Советский Союз стремился, с одной стороны, примирить своих младших союзников между собой, убедив их урегулировать территориальные споры, с другой – связать их дополнительными взаимными гарантиями безопасности на случай конфликта с кем-то из соседей.
Реализация этой задачи началась с урегулирования отношений между странами, имевшими споры. Это была вторая серия шагов советской «договорной дипломатии» в Восточной Европе. В декабре 1947 г. в польско-чехословацком Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи стороны отказались от взаимных территориальных претензий, в результате чего юридически была разрешена проблема Тешинской области, оставшейся за Чехословакией. В январе 1947 г. аналогичный союзный договор Болгарии с Румынией зафиксировал таким же путем прекращение спора из-за присоединенной к Болгарии Южной Добруджи. Венгрия и Румыния также заключили союз (январь 1948), в договоре о котором говорилось об отсутствии территориальных претензий друг к другу, что означало повторное признание Будапештом потери Трансильвании.
С весны 1948 г. началась реализация третьей серии мероприятий – на этот раз по заключению договоров между странами, не имевшими между собой общих границ. В апреле 1948 г. Чехословакия и Болгария, в мае 1948 г. – Болгария и Польша, в июне 1948 г. – Польша и Венгрия, Венгрия и Болгария, а также Чехословакия и Румыния, и, наконец, в январе 1949 г. – Румыния и Польша – все эти страны подписали между собой союзные договоры. Союзные договоры с Венгрией, Румынией и Болгарией имела и Югославия.
Одной из целей этих договоров было недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок. Вот почему перекрестные договоры «второй» и «третьей» серий предусматривали не только взаимную помощь против всякого третьего государства, а не только Германии (как договоры СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией, Венгрией, Румынией и Болгарией), и запрещали любому подписавшему договор государству вступать в союз, который мог бы быть истолкован как направленный против другого государства. В целом в начале 1949 г. в Восточной Европе существовала мощная договорная система двусторонних союзов, замкнутая на СССР.
27 сентября 1949 г. в результате дальнейшего ухудшения отношений с Белградом СССР денонсировал договор 1945 г. с Югославией. Выигрышей этот шаг Москве не принес
страница назад |
страница вперед |
Оставьте Ваш комментарий к этой статье и получите доступ к закрытому разделу сайта |
Добавление комментария |